Falcon in the Dive
Размышления насчет баронессы Орци и Революции. Начнем с того, что даже и не стоит повторять очевидное, приводя примеры, во что она превратила революционных деятелей и насколько упростила значимость исторической эпохи. Однако после прочтения 6-ти романов баронессы я рискну утверждать, что категоричность ее отношения к Революции несколько преувеличена, - в противном случае романы представляли бы собой дурацкую и плоскую агитку, не заслуживающую и того внимания, которое мы можем оказать ее произведениям. Не вдаваясь в тонкости подтекстов, а также в отношения Шовлена с сэром Перси как символических представителей революционной Франции и монархической Англии, можно говорить о следующих пунктах:
а) Маргерит Сен-Жюст, главная положительная героиня, в свое время поддержала Революцию - если вспомнить о суровой моральной системе баронессы, это не могло быть простой ошибкой молодости. Ее родство с историческим Сен-Жюстом можно рассматривать как прием контрастирования, когда оба адепта "прекрасного" делают противоположный жизненный выбор, в пользу гуманизма - и террора.
б) осуждения революционных деятелей при ближайшем рассмотрении основываются не на идеологических постулатах, а на критике личных качеств отдельно взятых персон. Баронесса четко разделяет два вида революционеров: брутальный представитель "низов", жаждущий крови и казней из-за своей личной низости (Каррье), - и холодный, расчетливый, безжалостный правитель, угнетающий народ во имя достижения вершины власти (Робеспьер). Какие-либо идеологические концепции и посвященные им дискуссии в романах или отсутствуют, или объявляются средствами манипулирования народом, при этом осуждаясь в памфлетной форме, к чему можно относиться и как к средству поэтизации (демонизации). Основной моральный конфликт произведений пролегает по линии гуманность/антигуманность, а не монархизм/республика.
в) не все аристократы выведены баронессой невинными жертвами революционного произвола. В романе Lord Tony's Wife отец Ивонны не только жестоко расправился с крестьянином и его семьей из-за пустякового проступка, но и собирается выдать дочь замуж по расчету, тем самым надеясь привлечь средства для роялистов. У Маргерит и ее брата в свое время были неприятности из-за одного маркиза, что вряд ли укладывается в совершенно однозначную схему. Баронесса не питает ярко выраженной классовой ненависти к простому народу: вопреки тому, что многие его представители выведены в неприглядном свете - замечу, снова по линии брутальности/равнодушия, - народ также представлен и жертвой кровавого режима.
г) время от времени автор - очевидно, большими душевными муками - признает существование и "светлых страниц Революции", которые затмил последующий произвол.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что баронессе как великой гуманистке был противен якобинский террор, который она безусловно осуждала, не имея сил смириться с массовыми казнями и репрессиями. Идею Революции в принципе она, скорее всего, не одобряла, но не отрицала совершенно категорически и (немногие) ее положительные стороны.
а) Маргерит Сен-Жюст, главная положительная героиня, в свое время поддержала Революцию - если вспомнить о суровой моральной системе баронессы, это не могло быть простой ошибкой молодости. Ее родство с историческим Сен-Жюстом можно рассматривать как прием контрастирования, когда оба адепта "прекрасного" делают противоположный жизненный выбор, в пользу гуманизма - и террора.
б) осуждения революционных деятелей при ближайшем рассмотрении основываются не на идеологических постулатах, а на критике личных качеств отдельно взятых персон. Баронесса четко разделяет два вида революционеров: брутальный представитель "низов", жаждущий крови и казней из-за своей личной низости (Каррье), - и холодный, расчетливый, безжалостный правитель, угнетающий народ во имя достижения вершины власти (Робеспьер). Какие-либо идеологические концепции и посвященные им дискуссии в романах или отсутствуют, или объявляются средствами манипулирования народом, при этом осуждаясь в памфлетной форме, к чему можно относиться и как к средству поэтизации (демонизации). Основной моральный конфликт произведений пролегает по линии гуманность/антигуманность, а не монархизм/республика.
в) не все аристократы выведены баронессой невинными жертвами революционного произвола. В романе Lord Tony's Wife отец Ивонны не только жестоко расправился с крестьянином и его семьей из-за пустякового проступка, но и собирается выдать дочь замуж по расчету, тем самым надеясь привлечь средства для роялистов. У Маргерит и ее брата в свое время были неприятности из-за одного маркиза, что вряд ли укладывается в совершенно однозначную схему. Баронесса не питает ярко выраженной классовой ненависти к простому народу: вопреки тому, что многие его представители выведены в неприглядном свете - замечу, снова по линии брутальности/равнодушия, - народ также представлен и жертвой кровавого режима.
г) время от времени автор - очевидно, большими душевными муками - признает существование и "светлых страниц Революции", которые затмил последующий произвол.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что баронессе как великой гуманистке был противен якобинский террор, который она безусловно осуждала, не имея сил смириться с массовыми казнями и репрессиями. Идею Революции в принципе она, скорее всего, не одобряла, но не отрицала совершенно категорически и (немногие) ее положительные стороны.
Ну так презрение к народу ничуть не противоречит обличению угнетателей этого народа, если они -- твои политические оппоненты :-)
Просто народов два: хороший -- который нам служит и нам подчиняется, за это мы его тоже любим. И плохой, неблагодарный, который взбунтовался и нам служить не хочет. Наверное, из-за своей изначальной порочности...
Революционеры при поддержке "плохого" народа строят режим угнетения "хорошего" народа. Пропорция между хорошим и плохим народом не определена и может меняться в соответствии с текущей необходимостью. Режет махновец интеллигентов и "офицерОв" -- он быдло, темная сила и взбунтовавшийся раб. Повернул тот же самый махновец оружие против большевиков -- он борется против угнетателей за свою свободу, во имя света против тьмы...
мне вообще кажется, что в романах мало политики
Ну, это что под политикой понимать... - как же нет политики, если главгерой ведет борьбу против властей и носителей власти - и эти власти представлены как злодейские: вы же ведь и писали о романтической модели повествования, где герою противостоит злодей! - это как раз и получатся "про политику"...