Так-с, наш любимый автор и герцогу Отрантскому, он же Фуше, уделил свое внимание) К слову, там же и содержится обоснуй того, о чем я не буду говорить (вообще не люблю обсуждать вопросы религии), но что, очевидно, сыграло свою роль в печальном финале. Просто подумайте над этим отрывком.
..."Этот депутат (...) разделял религиозные воззрения (...) Фуше, который был его другом и покровителем. При закрытых дверях он слегка посмеивался над богом". После этого, как вы, может, помните, депутат испугался в месье мэре конкурента и стал ходить в церковь и жертвовать деньги на благотворительность. Фуше, покровитель; религиозность Мадлена - нерелигиозность депутата; вырисовывается некая общая картина) Хотя, я сразу предупрежу, мои интерпретации носят светско-научный характер, как и должно быть в науке, даже в науке филологии) ***
Далее. Даже поверхностное прочтение информации о месье Мадлене подводит нас к тому выводу, что все же инспектор задумывался к нему как некая обратная сторона медали. При этом, прошу заметить, они так же вопиюще одинаковы, как и различны, вот только у автора двойная мораль, прямо как у Евросоюза) Я тезисно:
1. - месье мэр был никем и своим трудом вывел себя в люди
- г-н инспектор был никем и сам себя сделал, как говорят американцы
...2.
- месье мэр поставил во главу угла универсальные законы: абсолютная честность и абсолютная непорочность (на чем и погорел с Фантиной и сестрой Симплицией). При этом сам он был в прошлом и порочен (украл трижды), и нечестен (жил в городе под фальшивым именем).
- г-н инспектор поставил во главу угла закон (на чем и погорел в финале). При этом сам он был непорочен и честен, подчинив себя закону так же, как он подчинил ему других.
3.
- месье мэр носил редингот, старался не улыбаться, жил очень скромно, сторонился общества
- г-н инспектор носил редингот, почти не улыбался, жил крайне скромно (шестиста тысяч в банке не было), сторонился общества
4.
- месье мэр помогал людям всяческими способами
- г-н инспектор помогал людям и обществу, бескомпромиссно поддерживая в нем порядок
5.
- при всем этом общество не любило месье мэра, но потом все же примирилось с ним
- при всем этом общество ненавидело и боялось г-на инспектора, так было всегда
6.
- месье мэра дважды номинировали на этот пост, он оба раза отказался, но во второй раз г-н префект (!) не принял его отстав... нежелание, после чего стали просить всем городом. Пробыл он на должности довольно скромный отрезок времени.
- г-н инспектор дважды просил у общества и высших сил отставки, но в первый раз месье мэр ее не принял, а во второй принять ее было некому. Пробыл он в полиции с самой юности до 52-х лет.
7.
- месье мэр любил книги, речь его от чтения становилась мягкой и изящной
- г-н инспектор книги терпеть не мог /*влезает* подозреваю, потому, что они не соответствовали его жизненному печальному опыту, а верить выдумкам - не тот он был человек/, речь его от чтения становилась несколько заумной
8.
- месье мэр часто брал с собой на прогулку ружье, но редко им пользовался
- г-н инспектор носил под полой дубинку, но она служила, скорее, для психологического устрашения; ружье он, как мы помним, даже не заряжал
9.
- месье мэр был немолод, но физически очень силен
- г-ну инспектору на тот момент было за сорок, но он был очень сильный человек
10.
- у месье мэра внутри был целый свод естественных законов (которые, очевидно, ему подсказывали блюсти целомудрие женщин, аки в монастыре)
- у г-на инспектора никакого свода законов не имелось в его внутренностях, зато он неукоснительно соблюдал законы гражданские, которые, как мы понимаем, далеко не всегда были безумно несправедливыми
К слову, к слову. Гюго здесь использует мой любимый прием: непрямое узнавание. Кто такой месье Мадлен, мы не знаем, но догадаться можем. Разве не то же самое было бы справедливо для инспектора?) Вот чтобы он потом оказался несколько другим?) И еще: прекрасная фраза месье мэра: "Запомните, друзья мои: нет ни дурных трав, ни дурных людей. Есть только дурные хозяева" /и это префект Жиске xD/ А вообще же, изо всех вариантов морали, выведенных из бессмертного произведения, мне больше всего понравился вариант из фильма "Гаврош". Там никто не умирает зря, те, кто все же умирает, умирают в бою, но даже после смерти остается надежда. Надежда - это есть то, что было автором торжественно утоплено в Сене. Я терпеть не могу такие художественные построения, которые лишают надежды. Мне кажется, такое пишут всяческие сыто-зажравшиеся личности, у которых жизнь, как у Талейрана, состояла из сплошных радостей и развлечений. Вот привести бы их на мост - ох, как бы они тогда запели В самоубийстве, конечно, нет ничего хорошего, но если нет никакой надежды и никакого выхода - куда же деваться, деваться-то и некуда) А все только и спешат осуждать, а сколькие из осуждающих вообще когда-либо сталкивались с ситуацией безвыходной?) Есть миллион тому примеров: самоубийство или пытки в тюрьме гестапо, самый банальный пример, и так далее, и тому подобное. Не надо одобрять - но и не надо уж так пафосно тыкать пальцем, как в самое большое на свете зло. Есть же мое любимое выражение "как честный офицер, вы обязаны застрелиться" )
Напоследок - фраза из романа, здесь просто нет слов. насколько у нас правда правдива в отношении одних, а другим - неправда) "Высшее счастье жизни - это уверенность в том, что вас любят; любят ради вас самих - вернее сказать, любят вопреки вам..."