Смена увлечений толкает меня на отчаянное) Решила написать новую рецензию на
The House of the Seven Gables / Дом о семи фронтонах (1940), потому как
старая изложена в стиле "а еще я знаю, что..." и "Прайс!.." xD Что удивительно, в рецензии не нашлось ни одного толкового упоминания Сандерса, помимо пересказа очевидного, а между тем именно этот фильм совратил меня на долгий фэндомный путь) Да, это был не первый фильм, в котором я увидела Джорджа, но в
Nazi Spy я помню его постольку-поскольку, чего, конечно в случае "Дома" не случилось. Смотрела я его первый раз в конце сентября-2010, с тех пор многое поменялось, я даже переводила, а при таком подробном просмотре невольно начинаешь по-другому воспринимать сам фильм.
Итак, исправляю свои сентябрьские несправедливости) Начну с того, что, хоть кино и не претендует на звание шедевра вроде "Ребекки", но это однозначно не средний уровень. Фильм, если не отлично, то очень хорошо организован. Хорошая организация для меня часто начинается и заканчивается лейтмотивами, а здесь их достаточно, начиная с платья кузины Гефсибы и заканчивая общественным мнением, которое в сюжетную канву хорошо вписалось. В своих мысленных архивах я даже сравниваю этот фильм с "Собором"-39 - согласитесь, похожая ситуация в плане экранизации классики. Книгу я, правда, еще читаю, но уже сейчас могу сказать, что материал это слабо экранизируемый. Готорн любит поразмышлять и рассказать многое от лица автора, сама же книга - более философский, чем сюжетный труд. В наше время из этого наверняка сделали бы трэше-триллер, с пафосными убийствами, кровью и призраком Моула) В 1940 г. поступили примерно как с "Собором": просто извлекли основную (или побочную) проблематику романа и на ее основе прописали свой сюжет. Остается только удивиться, как из романа, приближенного к мистике-готике, получилась цивильная история, причем какая интересная. Конечно, мне как не-американскому зрителю тема отмены рабства не дарит ни жара, ни холода, однако как же блистательно она была обыграна с судьей Пинченом и его махинациями - за это фильму можно все простить) Завершая сравнения с книгой: сценаристы толково выбирали мелкие детали и мотивчики, если присмотреться, в фильме можно обнаружить гораздо больше от книги, чем на первый взгляд, - даже вопреки тому, что старика Джеффри переименовали в Джеральда)
...Из прочих фильмовых достоинств. Очень хорошие диалоги - такие, которые одно наслаждение переводить. Уж не знаю, насколько в них книжного, но, даже если это стилизация, то стилизация очень удачная: речь и обороты США 19 в., тонкая и прекрасная ирония (особенно в случае кузена Джеффри). Многие моменты я уже успела растащить на персональные цитаты) Я редко когда обращаю внимание на музыку, но не могу не признать, что здесь она на уровне, а не обычное сопровождение. Лучшей сценой фильма я по-прежнему считаю возвращение Клиффорда: даже сейчас не могу смотреть без слез. Суметь рассказать историю разлуки длиной в 20 лет вообще без диалогов - да, это искусство. А теперь потихоньку переходим к кастингу. За что можно похвалить фильм от лица фэндома - так это за то, что он, в луших традициях, помогает персонажам быть адекватнее и лучше) По счастью, здесь нет сумасшедшего Клиффорда; кузина Гефсиба получила беззаботную юность; да и судья Пинчен, чего уж таить, явно не сошел с пространных словесных иллюстраций Готорна) Очень канонная, невинная и светлая кузина Фиби; действительно симпатичный, даже вопреки своей общественной деятельности, Мэттью Моул, к тому же обладающий хорошим чувством юмора. Вполне канонный, слабовольный и внушаемый, Джеральд (он же Джеффри) Пинчен. Само собой, прелестная кузина Гефсиба, особенно впечатляющая в своем зрелом возрасте. О Клиффорде Пинчене в исполнении Винсента Прайса я уж столько сказала, что вряд ли добавлю что-нибудь новое: при первом просмотре крах его жизни и вопиющая несправедливость поразили меня в самое сердце)
А теперь о том, о ком в старой рецензии я почему-то умолчала) Нет-нет, я помню, почему: я не сторонник конкурирующих увлечений и стараюсь одномоментно более чем одной персоной не увлекаться (ага, зато часто меняю эти самые персоны). Если уж дружище Рэймонд утверждал, что у него фотографическая память актера, то у меня, человека иного вида творчества, тоже есть одна фотографическая память - на первые впечатления) Увы, она не всегда работает, но в этом случае я прекрасно помню, что я подумала насчет Джорджа Сандерса, он же - негодяй Джеффри Пинчен) Даже в то время, когда я дальше Прайса и его несчастий почти ничего не видела, я подспудно понимала, что этот фильм - фильм, прежде всего, Джорджа. Я сразу почуяла в нем уровень - это сейчас злодейская сторона кузена Джеффри пылится глубоко в фамильном пинченском шкафу, а тогда я честно восторгалась, насколько же будущий судья вышел качественно злодейским) Не могла я не заметить и его чудный голос - что уж говорить о пресловутой "мелочи", которая вполне может заинтересовать меня в персонаже) Мелочью оказались его руки: прекрасно помню их в сцене с поиском "земельного надела" в сундуке))
Что можно сказать с высот моих нынешних познаний в Сандерсе. Пожалуй, это одна из тех "ролей мечты", в которой актеру дают достаточную свободу воплощать персонаж так, как ему нравится. Книгу Джордж читал; определяю это хотя бы по пресловутой судейской улыбке, ее сложно не заметить) В остальном - это интерпретация, причем в пользу персонажа, что не может не радовать зрителя) Большое спасибо им за то, что судейскую комплекцию оставили, - приятное совпадение) В этом фильме, - хоть кузен Джеффри и не "чистый" аристократ, - мы можем видеть удивительную сандерсовскую манерность, с которой вряд ли могут конкурировать многие из его персонажей-аристократов) Образ "прожит" и продуман до конца: это однозначно своеобразная личность, причем даже с собственной... хочется сказать "деградацией", но скажу "эволюцией". Если в первой половине фильма кузен Джеффри более нервный и порывистый ввиду, очевидно, молодости, то во второй, сытый и довольный жизнью, он может позволить себе шутить и развлекаться) Даже скажу, что предпочту "зрелого" Пинчена, с его-то ненавязчивым пафосом и курительной трубкой) А уж финальная сцена - о, там есть чем порадовать взгляд)
Подводя итоги: в своем духе это прекрасный фильм - и тот самый случай, когда в одной кинокартине можно взглянуть сразу на двух замечательных (и любимых) актеров)