Забавно все же видеть разные советы по поводу того, как нужно писать книги. Сэр Седрик с подозрением относился к разнообразным методам и в чем-то был прав, да и потом, за совет обычно отвечает его автор, но так как я не только человек творчества, но и в каком-то смысле вижу литературу "изнутри", то попробую изложить свою точку зрения на вопрос, в форме не законов, а простых рекомендаций, которые можно и не слушать)
...
1. Выясните, есть ли у вас писательский талант. Если его нет или же почти нет, подумайте, нужен ли вам адский труд и подобное издевательство над собой. Выяснить ваши способности сегодня можно простым и легким способом: попробовать писать фанфикшн (гораздо легче, чем сразу же начинать с оригинального, да и потом, даже великие начинали с подражания, без него сложно отработать ваш будущий неповторимый стиль).
2. Ставьте высокие цели. Не загоняйте себя в рамки задачи "написать фанф просто так, для удовольствия". Если вы хотите писать фантастику, как Желязны, а прозу - как Герман Гессе, поставьте себе такую цель: увы, шансов на ее достижение у нас, простых смертных, не так уж много, но в процессе у вас могут получиться неожиданно хорошие вещи.
3. Найдите себе любимый материал для изображения. Подумайте, что вам интересно: какие жанры, виды, формы, что вам ближе - сюжетная литература, философское, психологизм. Подумайте, с каких типажей вам удобнее всего начать, вспомните людей/персонажей, которыми вы увлекались: скорее всего, это именно те, о ком вам будет интереснее писать.
4. Это, конечно, спорный пункт, и мне могут возразить, что музыканты могут прекрасно играть, и не зная нот, но я не вижу ни одной причины себя ограничивать в этом. Если вы выбрали ваш любимый жанр, изучите его особенности - или хотя бы прочтите в нем достаточное количество книг. Писать "вне жанров", по моему мнению, может позволить себе разве что большой профи - если сразу начинать со смешения жанров, есть серьезный риск, что ваша книга превратится в сборную-солянку всего на свете, а книгу, хорошо организованную по канону, оценит и читатель, и критик. Писать вне жанра - такой же жанр, как и все другие, и у него тоже есть свои законы. Жанр дан вам не для того, чтобы вас ограничить, а наоборот - подсказать, как лучше сделать.
5. Найдите свой метод. Вам удобнее писать вечером или утром, в своей комнате или на даче, в тишине или под музыку? Постепенно вы научитесь "видеть" персонажей и сюжеты тогда, когда вам это нужно (увы, не все мы можем жить на доходы от поместья, поэтому приходится работать тогда, когда есть время, а время есть не всегда). Если вы планируете серьезную писательскую работу, вам так или иначе придется научиться работать систематически и регулярно - в наши суровые времена на выпуски тех же книжных серий есть четкие сроки.
6. Изучайте близкую вам матчасть. Часто даже самый захудалый исторически-приключенческий роман может выбраться из безнадежности за счет того, что автор знает, как стреляет кремниевый пистолет или бегает лошадь. Для исторической прозы это само собой разумеется, но если у вас не философия чистой воды, то хорошая детализация никогда не помешает, а особенно в сюжетной литературе.
7. Пробуйте себя в разных жанрах и стилях. Вполне возможно, что такие пробы смогут обогатить ваш избранный жанр, теми же юмористическими эпизодами. Стиль - вещь не "один раз и навсегда", иногда простая смена стиля изложения может спасти застрявший на месте проект.
8. Пока вы только начинаете свой творческий путь, вам желательно будет найти двух персон: верного читателя и адекватного критика. Читатель - тот человек, который интересуется (а порой и восторгается) вашим творчеством, что может вас подстегнуть даже в самой безнадежной ситуации. Критик, он же редактор, поможет вам отточить стиль и форму, подскажет вам ошибки, которые вы должны исправить. Критик обязательно должен быть вам адекватен - не все хорошо воспринимают критику того, что сделали большим трудом.
9. И последнее. Как сказал Фрэнк Заппа, "музыка - это все!" Искусство любит, чтобы ему отдавались - не буду говорить, что целиком и полностью, это не для наших жизней и условий, но искусство нужно любить и относиться к нему ответственно. Профессионал в любом деле не позволит себе халатно выполнить работу - средний результат хорош для развлечения, но печальный пример многих и многих музыкальных групп говорит о том, что творить только лишь "для удовольствия" - не всегда путь к вершинам, а часто - и наборот. Старайтесь быть перфекционистом, не останавливайтесь на достигнутом, пробуйте что-то новое - но при этом не забывайте, что писать - это не ваша обязанность, вы делаете это, потому что вам нравится творить, а читателям - читать вами созданное
***
Забавно все же видеть разные советы по поводу того, как нужно писать книги. Сэр Седрик с подозрением относился к разнообразным методам и в чем-то был прав, да и потом, за совет обычно отвечает его автор, но так как я не только человек творчества, но и в каком-то смысле вижу литературу "изнутри", то попробую изложить свою точку зрения на вопрос, в форме не законов, а простых рекомендаций, которые можно и не слушать)
...
...