Еще раздумья о киноБеда одна с этим образованием - оно заставляет думать) Решила уточнить, что именно понимается под словом "кич", - и внезапно связала воедино некоторые свои мысли последних дней. Вот я недавно говорила, что главное для меня в том же старом кино - его значимость, пусть даже это не "Унесенные ветром", не "Сталкер" и не сугубо гениальный образчик кинотворчества. Теперь возьмем какой-нибудь пример кича - вот, скажем, фарфоровые статуэтки. Подобные сувениры мне, откровенно говоря, не по вкусу и увидть я современную статуэтку, я бы точно ее себе не купила - да, кичливо, да, банально. Но если представить, что эта статуэтка мне досталась по наследству и ее любил человек, который был мне дорог? Или, скажем, если это статуэтка, сделанная не в 2011, а в 1930-м году? Ведь совершенно ясно, что в двух последних случаях мое к ней отношение уже не будет касаться ее объективных художественных достоинств. Эта статуэтка будет для меня значимой - или напоминание о дорогом мне человеке, или же артефакт, который важен потому, что он принадлежит истории, что создан он был в иную эпоху, иными людьми и что больше подобного создано не будет. Как я и говорила, я не смотрю старые фильмы буквально: для меня они имеют таку же историческую ценность, как и любое другое, принадлежащее ушедшей эпохе, старый парусник, старая сабля, старый замок, список продолжить. Говорят, что большое видится на расстоянии: то, что, быть может, в 17, 18, 19 вв. считалось каким-нибудь банальным жанром литературы, чем-то массовым и поверхностным, спустя 100-200 лет может приобрести статус классики - и не потому, что в этом произведении вдруг проявились не замеченные доселе художественные достоинства, хотя бывает и так, а потому, что это произведение стало значимым и остается им по сей день. Старое кино для меня значимо - можно сказать, что это мой протест против того, чем нас кормят сегодня, против спецэффекта, который вытесняет человека и его чувства, против бездарности и примитивности. Пусть в свое время оно и было трижды массовым, но больше такого кино уже никогда не снимут, никогда не вернутся ни Сандерс, ни Хардвик, ни Рэтбоун, все это навсегда осталось в прошлом - и осталось неповторимым, может, даже и непревзойденным) Кроме того, у меня есть одно маленькое хобби: я люблю изучать менталитеты, но не по каким-нибудь научным трудам, а по языку, по отдельным вещам, по тем же фильмам. Что такое американец 30-х, что такое немец 40-х, что такое советский человек 70-х - кино может ответить и на эти вопросы, и хотя никакого искусствоведческого образования у меня нет и в помине, я не просто смотрю старые фильмы - я нахожу в них то особенное, что характеризует эпоху и человека, уж не говоря о каких-то совершенно банальных наблюдениях насчет работы оператора, режиссера, актеров. Меня никто не заставляет и не обязывает это делать - я просто помню об океане, который можно представить, увидев каплю, и считаю, что собственный анализ не заменит десяток прочитанных на эту тему научных трудов. Возвращаясь к нашей теме: невозможно любить только совершенное и гениальное, его мало и его сложно любить, восторгаться - да, поклоняться - да, но вряд ли любить как фанат, поклонник. Поэтому я люблю то, что имеет для меня значение, - и то, что, быть может, сейчас значимо для всей нашей культуры)