Не для протокола, как сказал бы судья Пинчен) Пожалуй, если суммировать различия между книжным и экранным судьей, то получим следующее. Если в романе основная история разворачивается в судьбах Гефсибы, Клиффорда, Фиби, то в фильме ставка явно и очевидно делалась на судью - обычно это выводится из титров путем простейших размышлений, да и в то время зари карьеры Прайса Джордж котировался на порядок выше, с очевидным не поспоришь) И далее. Если Готорн делает акцент, скорее, на схожести негодяя-полковника и негодника-судьи, то в фильме, напротив, важны различия - и это действительно важно из-за обстоятельства, которое, будь оно более заметным, показалось бы удивительным. Энергия, напор, суровость и целеустремленность - все это качества судьи (!), однако в фильме они явно отходят Клиффорду и Гефсибе. Что же остается от канонного злодея - пожалуй, жадность и хитрость, что мы и видим на экране. Фактически, судья был также подвергнут изменениям, как и многие другие образы, - правда, не таким основополагающим. Возможно, причиной изменений стала необходимость подобного финала - ведь судья оказался, к тому же, и суеверен, и можно смело утверждать, что в трактовке фильма кузена Джеффри убил если не страх, то вызванный им стресс. К слову, в фильме имеется прекрасное обоснование этого факта - в той фразе, что Пинченов преследует не проклятие, а муки совести. Мне сложно предположить, чтобы эта самая совесть вдруг обнаружилась у книжного судьи Пинчена) Из этого следует тот вывод, что образ судьи был не только лишен некоторых важных злодейских составляющих, но и романтизирован, поэтому мы видим историю падения эгостичного и расчетливого, но несмелого в душе и суеверного юноши) Как я и говорила, за исключнием истории с ненавистным ему братцем судью в общем-то сложно упрекнуть в чем-либо - даже в истории с дьяконом по большей части виноват сам дьякон, а Клиффорду в финале судья предлагает все то же, что ему предложил сам Клиффорд, свободу в обмен на дом. Поэтому-то и не равноценны канонная смерть судьи и его гибель в фильме, которая мне представляется в чем-то аналогичной самоубийству дьякона, которое тот совершил, не выдержав угрызений совести.
...