Боюсь, что на полноценное продолжение лекции меня не хватит, поэтому - общие замечения и мысли) В литературе ушедших веков фантастика не была той самоцелью, которой она есть сейчас: аллегоричная фантастика - скажем, фантазии на античную тему - все же была аллегоричной или служила для декора; другой подвид фантастики - к примеру, фантастичное в готическом романе - обладал определенной степенью включенности в реалистичную канву событий, порой и так, что "реальность" фантастичного могла бы быть поставлена под сомнение. Примером последнего является "Дом о семи фронтонах" Н. Готорна, где фантастическое введено в таких скромных дозах, что вполне может быть оспорено как простая интерпретация реальных совпадений и событий. Подобную тенденцию к неоднозначности в некоторой степени продолжает и классический кинематограф - в этом его аспекте, при всей условности, на удивление реалистичный. Достаточно вспомнить Stariway to Heaven (1945), где фантастику, скорее всего, можно свести к аллегоричным галлюцинациям, и даже Wizard of Oz (1939), где путешествие в волшебную страну оказывается всего лишь сном.
...