Juarez / Хуарес (1939). Начавшись относительно за здравие, фильм окончился за упокой) При неоспоримом качестве кинематографической картинки, присутствии нескольких сильных моментов, добротном актерском составе и внушительном бюджете, сей героический эпос на тему мексиканской революции я считаю неудачей. Сначала остановимся на его труднооспоримых достоинствах. Для меня фильм ограничился двумя актерскими работами - Бетт Дэвис в роли несчастной супруги Максимилиана I и Клод Рейнс в роли Наполеона III: если уровень мисс Дэвис в комментариях не нуждается, то Рейнс отменно смотрится в роли императора, напыщенного и эксцентричного) Хороши и некоторые моменты чисто технической стороны съемок: первый эпизод с Наполеоном, стервятник на воротах, жестокие бои, сцена расстрела и голубка - все это выглядит более чем красочно. Пожалуй, эти два достоинства - единственное, о чем можно говорить в этом печальном кино-случае.
Теперь - о недостатках. Увы, фильм снят не о Хуаресе, о чем, должно быть, писал небезызвестный нам Ф. Верфель. В мотивах мексиканской революции с унылой ясностью проглядывают: хвалебная песнь США (тм), демократии (тм) и свободе (тм), что, в частности, выражено в навязчивом явлении портрета Линкольна во всех местах прописки сеньора Хуареса - так навязчиво не смотрел на
современников потомков и полковник Пинчен; ныне кажущаяся наивной и фанерной пропаганда расовой терпимости по мотивам грозных событий 1939 г.; плюс к этому, общая зацикленность сюжета на вопросах вышеупомянутых свободы и демократии, исполненная в таком плоском ключе, что даже мое снисхождение к идеологии старого Голливуда времен Второй мировой, увы, не спасло для меня этот фильм. Ввиду не ясных отечественному зрителю событий в Мексике, неясной же перспективы и некоторой хаотичности сюжета фильм смотрится уныло, а режиссеру удалось слить на пустом месте даже красочное и пафосное. Идейный смысл киноэпопеии от меня тем более ускользнул)
...В завершение обзора - об актерах) Мой любимец, Дональд Крисп, исполнивший в этом фильме роль маршала при Максимилиане, увы, был ограничен чисто фоновой ролью, в которой ему, со всей суровостью, приходилось стращать императора на предмет бунтовщиков и подстрекать к безжалостным действиям, посему смотреть на Дональда в этой роли стоит, скорее, для статистики. От второстепенных персонажей - к главным: Муни, исполнивший Хуареса - который, по Фрейду ли, весь фильм упорно и упрямо сопоставлен с Линкольном - профессионально подошел к этой роли, но его персонаж меня совсем не заинтересовал. Оставив сеньора Бенито, переходим к династии Габсбургов в лице Максимилиана I. Что можно сказать о Брайане Эйхерне, исполнившем эту роль?) Начнем с того, что он прекрасен эстетически: портретное сходство, манеры, мягкий ореол идеалиста и гуманиста - все при нем, и сердце девичье нет-нет и дрогнет перед австрийцем и красавцем) Как мы успели выяснить, роли "нежных" мужчин Эйхерну безусловно идут - в нем достаточно ранимости и интеллигентности, почерпнутой из отдела поэзии книжных магазинов Голливуда, - но как ни грустно это признавать, Брайан не претендует на лавры первоклассного актера. Образ Максимилиана - тот образ, где требуется гораздо большее, чем то, что мы увидели: Брайан относительно достойно справился с актерской задачей, на него приятно и, в целом, интересно посмотреть, но в нем нет того внутреннего напряжения, которое в случае актеров первого класса заставляет зрителя следить за каждым их шагом, жестом и словом, - увы, нет ни желаемой глубины, ни способной заменить ее безупречной театральности. Печальная реальность проглядывает в его дуэте с Дэвис - порой кажется, что это актеры совсем различных уровней. Увы и ах: увлечься фильмографией Эйхерна мне, похоже, не грозит) ***
Мой вердикт. Если вы не ярый поклонник Бетт Дэвис и/или вышеописанных событий из мексиканской истории, вам вряд ли стоит тратить время на это кино)
Альбом (Если вы хотите посмотреть на кого-нибудь из исторических личностей, я могу поделить эпизодом)