После "Собаки Баскервилей" меня вряд ли хватит на хороший отзыв о фильме, просмотренном в былое время, но не могу не отметить - тезисно - столп приключенческого кино,
"Капитана Блада" (1935).
..."Кэп Блад" - даже не вспоминая о его более чем крупном режиссере, Майкле Кертисе, авторе глобально легендарной "Касабланки" - тот самый приключенческий фильм, который блестяще избегает главных Сциллы и Харибды жанра: излишней патетичности и излишней же искусственности. За исключением некоторых моментов, в которых театрализуются пираты, все в этом фильме смотрится естественно, при сохранении должного героизма и актерского уровня. Добавить к этому съемки, безусловно масштабные для своего времени, и кастинг, работающий, как часы, - и получаем фильм, отнюдь не тщетно претендующий на культовость) Главные мои восторги неизменно связаны с актерами, поэтому остановлюсь на них, раздавая похвалы по старшинству, от меньших к б
ольшим. Удивительно яркие исполнители ролей третьего плана: их реплики звучат не просто дополнением к диалогу или средством для создания комического эффекта, а так, словно бы их произносят первостепенные актеры. Чудесны и те злодейски-драматические образы, которые не претендуют на роль второго плана ввиду их малого присутствия в фильме, - достаточно вспомнить судью на процессе над бунтовщиками и монарха(ов) Британской империи. Хоть фильм и героически-мужской, а женщинам на корабле не место, нельзя не похвалить и прекрасную Оливию де Хавилланд: играя девушку, своенравную и испорченную, она не допускает ни излишней мягкости, ни вульгарной, командирской пошлости, делая живым и настоящим образ Арабеллы. Однако впереди нас ждут актерские работы, которые заслуживают отдельных абзацев, - располагайте их, как того требуют ваши наблюдения и вкусы)
......трудно поверить, что карьера Эррола Флина только начиналась с "Кэпа Блада", - и трудно вообразить другого актера, который, получив неоднозначного, но все же по-голливудски положительного героя, сумел справиться и с романтикой, и с патетикой так, что ни в одной его сцене не чувствуется наигранной фальши, а для положительных героев, которых и сэр Седрик называл искусственными, эта задача стоит одной из первых. Даже столь заядлым не-поклонникам главных героических мужчин доставило большое удовольствие следить за приключениями несколько развязного, но неизменно героичного пирата: в его слова, в его дружбу и подвиги веришь не потому, что так задумано сценарием, а потому, что это сыграно - и как сыграно. Думаю, не очень ошибусь, если назову эту работу одной из самых сильных в кинокарьере Эррола : вот уж, действительно, идеальный актер для приключений и героики - что он не уставал доказывать, от Блада и до Робин Гуда)
...пожалуй, самый таинственный для верного и знающего зрителя кинообраз в "Кэпе Бладе" - полковник Бишоп, колонист, эксплуататор и дядюшка юной Арабеллы. Загадочным он выступает потому, что видимый садист и личность омерзительная, с какой на него ни взглянуть стороны острова, он предстает перед нами, скорее уж, напыщенным болваном-грубияном, чем тем, кем должен быть по книге. Самое странное кроется в том, что Лайонел Этвилл - первая персона, кто сыграл бы именно того, канонного полковника) Почему он представлен именно в таком, смягченном духе - вопрос онтологический: в качестве аргументов можно представить и год воцарения кода, когда классические этвилловские "брутальные свиньи" (тм) приказали долго жить, и задумку режиссера, по которой британские власть имущие представлены в ощутимом пародийном ключе, - достаточно припомнить губернатора. В любом из случаев, сцены на борту "испанского" судна и в офисе губернатора во время гранд-финала задают необходимый тон: как известно, по закону кода, злодей должен быть наказан, а полупародийный образ вполне достоин броска за борт, на чем и зиждется возмездие, ведь породниться с гадким негодяем благородному пирату не положено) Итак, мы получаем адекватного - и даже несколько романтичного, припомнив голубые очи - дядюшку Арабеллы, ввиду чего милый Лайонел вновь обретает радости отцовства и даже получает шанс поплавать в обширном бассейне киностудии) Что восхищает в нем, и далеко не только в этом фильме, - идеальное, совершенное чутье других актеров и "сценического" пространства: быть может, я странный зритель, который выводит уровень актерского мастерства из манеры пользования тростью и мундштуком, но Этвилл в массовых сценах - услада для ценителей игры) Нет, он не просто давит своей железной волей, которой он легко бы раздавил и Флинна, и испанский флот, будь "Капитан" снят годом раньше, - и не просто прохаживается от камеры до прожектора, упиваясь всей чудесностью своей брутальной личности: он чувствует каждого партнера по эпизоду и, странным образом суммируя все то, что происходит, отражает это в актерской реакции. Те же моменты, когда массовка совмещена с опасностью и экшеном, прекрасны тем, как безупречно и четко поставлены его движения, каждое из которых - жемчужина в копилке образа: легко свалиться и лежать мешком на палубе, гораздо труднее - свалиться так, чтобы и восхитить этим зрителя, и передать сам смысл движения, не менее важного для раскрытия общего посыла сцены. Пресловутый момент на корабле преподносит нам оба достоинства неподражаемого Лайонела) И напоследок изумлюсь выдержке и выучке староанглийских управленцев: как только бедного полковника при словах "здравствуйте, дядюшка" не хватил инфаркт, не сообщит и медицинская наука xD
...француз полег на дне морском трудами капитана Блада - однако вплоть до этого фильм радует нас еще одной жемчужиной, пиратским капитаном Левассером) Конечно, не весьма легко поверить в то, что этот безупречный джентльмен - жестокая и брутальная личность: Бэзил морален целиком и абсолютно, и даже роль свиньи не может с этим ничего поделать, но взгляните на то, как пылают его глаза, сколько он вкладывает напора и энергии в каждую реплику, каким полу-шекспировским предстает перед нами француз, - уж не вспоминая о поразительно прелестной внешности и завидной красоты очах, которые творят из хама и флибустьера истинно романтический злодейский образ) Альбомы: (1) (2)