Помнится, в далеком году 2010-м и благодаря Бэзилу я открыла для себя мир старого кино) С тех самых пор изменились и мои вкусы, и взгляды на кинематограф в целом, о чем я и хочу написать, а именно: в чем главные отличия старого кино от современного, в чем заключаются его сильные стороны и преимущества)
1. Старое кино обладает беспрецедентным художественным уровнем, который был большей частью утрачен с развитием кинематографа. По своим принципам старое кино было основано на традициях театра (воображение, метафора, условность): даже при современных ему упреках в псевдо-реализме, задачей настоящего актера того времени было создание образа в его полноценном смысле - не имитация реальности, но художественное творчество. Очевидно, что образ, будь он литературным или же экранным, не тождественен реальной жизни, как любое произведение искусства не может быть тождественно документальному фильму или новостной фотографии. Задача последних - констатировать, задача искусства - подмечать, обобщать, выявлять смыслы и организовывать материал наблюдений, так как искусство символично по своей природе, а символ не может равняться его внешней форме (реальной жизни), иначе он не будет символом. При неразвитом сюжете - увы, аудитории того времени не были подготовлены к восприятию сложного кино - и отсутствии спецэффекта, во всех остальных областях киноискусства старое кино, точнее, его лучшие образцы и сейчас остаются такими же классическими, как классика мировой литературы: содержательно они могут утратить актуальность, по своей форме и художественному уровню - нет. Чем дальше к нашему времени, тем больше кинематограф захватывает псевдо-реализм - по большому счету, желание приблизить кино к пониманиям и нуждам серой массы и среднестатистического человека, дабы то, что он видит вокруг себя, примерно равнялось тому, что он видит на экране - или не равнялось в принципе, тогда имеем фантастику и фэнтези. Как нет абсолютного преимущества материалистов над идеалистами и реалистов над романтиками, так нет и преимущества "реалистичного" видения жизни и человека перед его "театральным" видением - зато последнее можно определить как искусство, ведь только в нем создается настоящий образ. Во времена прошедшие в обычных английских театрах простой рабочий люд с простыми же запросами восторгался высокой классикой - пьесами Шекспира, но вряд ли потому, что мог оценить их как эстет и искусствовед: искусство высокого уровня в то же время было искусством массовым. В наше время в массовом искусстве планка снижена до невиданных пределов, при ощутимом отсутствии какой-либо альтернативы в виде такого элитарного искусства, которое было бы относительно понятно и доступно для потребления. То, что подавляющей массе людей нравится современное кино, - такое же дело вкуса, как шекспировский театр или приверженность к реализму. У современного кино, как и у любого течения в искусстве, нет абсолютной ценности - это всего лишь направление, которое ведет в ту или иную строну. Современное не всегда есть самое прогрессивное, правильное и качественное - иногда советский предмет быта служит 20 лет, а современный, хорошо, если полгода)
...2. В отличие от неполноценных современных ценностей ( "свободная любовь", "жизнь - абсурд", "живи сегодня", "пробуй все", "только секс имеет смысл" ), старые фильмы повествуют о взрослых и ответственных людях, что вряд ли могло бы быть иначе в период между двумя мировыми войнами. Само собой, разврат и его главный проводник, Лайонел Этвилл, имели место как одна из сторон жизни, но старые фильмы действительно показывали взрослую жизнь взрослых людей, способных защитить державу, организовать семью, воспитать детей, взять на себя ответственность за судьбу близких. Пусть сегодня это и покажется наивным, но чем наивный рассказ о хорошем хуже просвещенной истории о гадости, сексе и насилии? Убеждение о том, что только все самое плохое в людях есть правда, так же радикально, как выставление людей в подчеркнуто обеленном свете: считать ли человека психически ненормальным в принципе, как советует нам наука психология, или же считать его существом духовным и по своей природе возвышенным - конечно же, выбор каждого деятеля искусства, но превращение киноискусства в набор довольно плоских штампов (банды Нью-Йорка; сексапильная блондинка; маньяк; фрейдистский символ; обязательно постельная сцена; извращения; политкорректность; много кишок и т.д., и т.п.) не делает ему чести, в то же время делая очень банальным - и нереалистичным - просмотр подобного кино. Старое кино действительно было построено на штампах - в той самой мере, в которой в классической литературе существуют "типажи". Искусство настоящего театра и настоящего актера заключается в том, что любая история, любой человек, любой характер могут быть представлены ярко, захватывающе, интересно - так, что зритель сопереживает и тому, кому не стал бы сопереживать в реальной жизни. Положим, мне не интересна тема супружеской неверности довольно скучного мужа среднего возраста: в реалистичном современном кино я или посмеюсь над глупостью истории и его поведения, или не стану смотреть в принципе. Рональд Колман, сыгравший подобный тип в 1932 году, показывает не скучного и нерешительного человека, но драму подобного человека - так, что, даже осуждая, можно сопереживать ему, если не сочувствовать. В старом кино интересны все, от офицера до банкира: в современном кино мне интересно только то, что интересно, в зависимости от моих личных вкусов. Возвращаясь к идеалу человека: в старом кино он показан так, как показаны наши солдаты во времена Второй мировой - это сильный, героичный человек, хозяин своей жизни, своей страны, мира и природы; это человек, способный на поступок с большой буквы, действительно "настоящий", а не "реалистичный". Пусть многие образы и были героизированы, но они действительно могли стать примером для тех, кто стремится к идеалу, будь то военные подвиги или простая жизненная ответственность. Можно спорить насчет того, насколько жизнь, показанная на экране формирует представления о реальной жизни, - я считаю, что довольно основательно, - но у старого кино был отличный потенциал для того, чтобы сформировать их в правильном ключе.
3. Старое кино - по-настоящему гуманное кино. Сложно и представить, чтобы убийства или войны вызывали такое к себе равнодушие, как вызывают чисто декоративные сцены изничтожения и насилия в современном кинематографе, единственная роль которых - повышение зрелищности. Человек в старом кино не воспринимался, как хлам и пушечное мясо: качественно снятое убийство действительно вызывает отторжение и ужас, как, наверное, и должно быть. Старое кино не воспринимается некоей условностью и шуткой: если это разврат, то не игра и не декор; если это преступление - то настоящее, неприглядное преступление; поэтому человек, попавший под винт подводной лодки, не воспринимается как повод для восторгов - скорее уж, сочувствия.
4. Старое кино глубоко психологично. Это не имеет отношения к наличию огромного количества психологических типов, которое в нем отсутствует, а к самому восприятию психологии. Если сейчас психологичность суть, с одной стороны, всевозможные психические отклонения, с другой - гипертрофированные эмоции, вопли, визги, истерики и прочие проявления, скорее, характерные для детей дошкольного возраста, в старом кино психологичность показана очень тонкими намеками, через недосказанное, сдержанное, то, что может понять любой взрослый человек, живи он в наше время или 70-80 лет назад. Сейчас нам нужна буря эмоций и красок, чтобы прочувствовать психологичность, - раньше довольствовались гораздо меньшим, а взрослый человек мог и на экране сохранить чувство собственного достоинства. Отчасти это объясняется тем, что сама психология и отношение к жизни актеров того времени были несколько иными, чем сейчас: еще можно было встретить тех самых английских джентльменов Конан Дойля, которые могли создать глубоко психологичный образ без экзальтированных прыжков через диваны и быть сексуально привлекательными без ежеминутного вдавливания своей сексапильности в умы и сердца зрителей.
5. Наконец, старое кино эстетически привлекательно, что очень важно для истинного эстета) Будь то дворец или полуразвалившийся деревенский домик, будь то принц или же нищий, - все сделано красиво, без популярного в 80-х обилия мерзости и грязи. Лучшие образцы старого кинематографа смотрятся, как художественная фотография, на фоне которой разворачивается действие: персонажи, в массе своей, романтичны, декорации и костюмы художественны. В этом я вижу одно безусловное преимущество старого Голливуда перед великим советским кинематографом: у нас не вполне понимали романтичность и эстетику, из-за чего даже лучшие в плане режиссуры и актерства постановки иногда выглядели - ну, так, как они выглядят) Чувство романтики, чувство прекрасного - одна из самых сильных сторон старого кино.