Сэр Генри Ирвинг, любимец сэра Седрика Хардвика и персона, для британской сцены культовая, в роли Робеспьера (1899 год, Луис Уолкотт Хичкок):



Сэр Генри играл в пьесе "Робеспьер" В. Сарду, которая была поставлена в 1899 г. в Лондоне в театре "Лицей". Как сообщает книга Henry Irving: A Re-evaluation of the Pre-eminent Victorian Actor-manager ("актер-менеджер" - тип британского руководителя театра, существовавший до Первой мировой войны; рукводитель, будучи актером, вкладывал собственные деньги в новые постановки без участия сторонних продюсеров и, в целом, поддерживал театр, ориентированный на актера, а не на строгое режиссерское видение, проверженцем которого был, в частности, Б. Шоу), Ирвинг самолично предложил автору написать пьесу о Робеспьере, которая была создана в ходе взаимодействий актера и драматурга: переводчиком и адаптатором пьесы стал Лоуренс Ирвинг, сын сэра Генри. Созданием декораций занимались художники-оформители Ирвинга, но Сарду настоял, чтобы декорации для праздника Верховного Существа (акт второй) и сцены в Конвенте (акт пятый) были сделаны в Париже, чтобы он смог лично проследить за их исторической достоверностью. Критики отмечают искусную постановку массовых сцен с революционной толпой (250 статистов), а также визуальные аспекты пьесы, в том числе, вдохновленные картиной Давида "Клятва в зале для игры в мяч". Сэр Генри гастролировал с постановкой "Робеспьера" в Америке, привезя с собой 300 тонн декораций и труппу из 87 человек, и впечатлив критиков как "паузами и молчанием", так и ее "громкостью". А вот Эллен Терри, для которой была создана роль Клариссы, считала ее прискорбно не прописанной.
Революция на британской сцене

Иллюстрации