Некоторые замечания о суровом, но нежно любимом полковнике Родерике Деккере из пресловутого сериала "Команда "А"" ) ...В далекие былые времена, когда трав была зеленее, а интернет отсутствовал, я смотрела все то, что предлагал мне телевизор, - в том числе и культовые американские сериалы 80-х, "Команда "А"" включительно. Моя пылкая и непреходящая страсть к суровой военщине нашла свой выход в увлечении полковником Деккером, сыгранным Лэнсом ЛеГо: исполняя функции неудачника-преследователя при неуловимой команде псевдо-военных преступников, полковник был моим героем и объектом обожания - сейчас же, когда трава потускнела, однако появилась сеть, я могу себе позволить высказать несколько мыслей насчет исполнителя и образа, которые по-прежнему вызывают во мне глубокие симпатии)
*
Итак, начнем. Как говорит киноистория, Лэнс прославился в кинематографе 80-х именно ролями военных - цитируя русскую классику, и лучше выдумать не мог: разумеется на данном этапе развития - деградации? - киноискусства, когда в профессии актера наступил повальный реализм, каждый играл в силу выучки, умений и отпущенной ему доли таланта, но, само собой, существовали случаи, когда "реализм" актера, его внутренний типаж идеально совпадал с типажом внешним, что и возымело место, когда на роли сериальных и киношных военных стали брать ЛеГо. Несколько интровертивный, замкнутый и суровый, к тому же прекрасно подготовленный физически - профессиональный каскадер и танцор, Лэнс формирует то, что в наше время называется "кредит доверия": в некотором смысле его военные - это он сам, отчего образы выходят яркими и достоверными. При этом Лэнс хитрец - ибо нельзя не назвать хитрецом актера, которому присуща ироничность: благодаря ей зритель вовлекается в некую игру смыслами, намеренно или невольно, что, конечно же, разнообразит сценарные потуги. Обе тенденции - "жизненная" аутентичность и внутренняя ирония - присущи образу полковника, который, пожалуй, был одним из самых запоминающихся в кинокарьере Лэнса.
*
Теперь - о Деккере. Немного предыстории событий: главные герои сериала, пресловутая команда, спасая невинных и борясь с преступностью, в то же время были "осуждены за преступление, которое они не совершали" (тм) во время вьетнамской войны. С тех пор военная полиция безуспешно гоняется за ними по Америке, меняя преследователей, словно перчатки: за 5 сезонов их объявилось около 5-ти штук. Первым несчастным, которого команда регулярно садила в лужу, был некто Линч - более комедийный неудачник, чей образ рассчитан, скорее, на юмористический эффект, чем на создание серьезной угрозы. В сезонах 2-4 на смену ему пришел наиболее яркий преследователь - полковник Родерик Деккер, и, начиная с самой презентации, авторы старались подчеркнуть различие между концепциями нового главврага и предыдущего. Деккер был заявлен как человек из Вьетнама, с которым у лидера команды - Джона "Ганнибала" Смита - случилась небольшая потасовка на той почве, что полковник - в его тогдашнем звании - любил бомбить вьетнамские госпитали. Смит также называет Деккера "безумцем", а начальство - их любимым "разрешителем конфликтов", который не побрезгует средствами. Вопреки подобной почве, на которой следует взрастить экранный образ, Лэнс не весьма внимательно читал сценарий, что вышло к лучшему: Деккера вряд ли можно счесть "безумным" - тем сложнее представить его брутально-жестоким и неразборчивым в средствах достижения поставленных задач. Как водится, излишнее усердие на ниве войны было впоследствии осуждено, и карьерный рост полковника отныне зависит от единственного фактора - успеха в поимке беглых псевдо-преступников, тем самым добавляя личные мотивы. Впрочем, ни личное, ни сценарное не сыграло той заметной роли, которая бы превратила достоинства полковника в его недостатки.
*
Для начала остановимся на личных качествах полковника. Каков он, этот офицер, заявленный нечистоплотным и брутальным "безумцем"? Разумеется, Деккер суров - суров эпически, этакий прожженный американский вояка в цельнометаллической оболочке (тм): сам его взгляд может подействовать не хуже револьверной пули, а уж великолепный голос Лэнса - который некий радетель охарактеризовал весьма поэтично, сказав, что он "на четыре октавы ниже, чем у бога" - готов тотчас же распугать половину вражеской армии. Будучи военным по духу, а не только по призванию, полковник обнаруживает столь типичные "солдатские" черты, что его и правда сложно вообразить без униформы: все, от движений до сленговых словечек а-ля "сынок", выдает в нем человека, целиком и полностью посвятившего себя военной службе. При этом он отнюдь не офицер из штаба, которому бы протирать штаны за конторкой: имея в распоряжении многочисленные отряды и верного капитана Крейна, Деккер без тени раздумий самолично лезет в бой, погоню и эпические перестрелки - не боясь и дула танка, нацеленного на его автомобиль. Бесстрашие в бою сочетается с тем подлинным авторитетом, когда командиру не нужно ни дешевой позы, ни особенных угроз и шуточек, чтобы держать в подчинении солдат, - умилительная преданность Крейна в единственном случае, когда Деккер едва не сломал себе шею по виде команды, выглядит вполне естественно для человека, который искренне верен своему полковнику. Конечно же, мозговым центром погони выступает именно Деккер: пусть у него и нет достаточных воображения и хитрости, необходимых для столь сложного противника, но при нем все остальные военные полицейские смотрятся, скорее, статистами, чем полноценными участниками операции. Что касается пресловутого "безумия", то ничего, помимо несгибаемой целеустремленности, я за ним не вижу: вопреки цепочке постыдных проигрышей и невозможности как выполнить задание, так и продвинуться карьерно, Деккер отличен крепкими нервами и завидным самообладанием - за все 19 серий он приходит в бешенство лишь дважды, от силы трижды, и это при ужасных издевательствах команды, которая не просто сбежит от него, но с радостью утопит в грязной луже.
*
О средствах. Вопреки зачину, на практике полковник показал себя не только честным офицером, но даже и великодушным - учитывая, как неприкрыто и жестоко над ним глумилась вся команда. Рассмотрим ситуацию с иной позиции, чем та, что свойственна фанатам главгероев: отряд наемников, *якобы* совершивших военные преступления, колесит по Америке, устраивая народное правосудие, - разумеется, они должны быть схвачены и судимы, и геройские поступки их, увы, не извиняют. Деккер отправлен на задание: ему оказывают всестороннюю поддержку - но в отличие от верховного командования, которое состряпало из команды убийц при первом же хорошем случае, полковник не горит желанием сделать их хуже, чем они есть, и вообще не вдается в моральную сторону погони. У него есть задание - он будет выполнять его без страха и упрека, пока не выполнит, при этом, кстати, рискуя и собственной жизнью, и жизнью своих солдат. Полковник всего лишь два раза устроил команде ловушки, с участием женщин, один раз делая акцент на завлекательность, второй - на весьма скромную попытку "нанять" команду через подставное женское лицо. Немаловажная деталь в психологическом портрете Деккера гласит, что при этом он неизменно галантен с дамами: за долгий сериал он ни разу не позволил себе грубость, самое большее - колкую иронию. В тех же - редких - случаях, когда команда попадала в его руки, он вел себя с ними так, как предписано правилами поведения, - вспомним личные мотивы, которые другому подсказали бы идею сделать из пленников большую отбивную. В эпизоде с ранением одного из членов команды полковник даже позволил оставить с ним друзей вопреки нарушению процедуры - если подобное счесть "неразборчивостью" в средствах, зритель в моем лице выступает исключительно "за".
*
Теперь же вспомним ироничность Лэнса и увяжем ее с обрисованными выше чертами полковника. Разумеется, неудачник-преследователь обязан занимать сюжетную нишу этакого "мальчика для битья", тем самым способствуя комедийному эффекту. Другой актер вполне бы с этим согласился - типаж есть типаж, - но только не Лэнс: его полковника отнюдь нельзя принять как угрожающе-комедийный довесок к подвигам главгероев. Он не играет главгада - впрочем, честный офицер на задании попросту не может им быть, если не запятнал себя гадкими поступками: он играет разумного человека и достойного офицера, который несколько прямодушно пытается отловить то, что приказано, при этом не уронив достоинства ветерана двух войн и честь мундира. Во многих сомнительно комедийных моментах, когда зрителю должно смеяться над "болваном" Деккером, Лэнс ничуть не уступает логике эпизода, показав себя целеустремленным и выдержанным: он ни разу не сделал полковника глупее, хуже только ради оттенения собой команды - напротив, его полковник вышел многим лучше того, который был задуман сценаристами. В то же время едкая, мрачная ирония компенсируют то самое отсутствие гротескно-пародийного, наделяя полковника весьма саркастичным чувством юмора и несколько иным, "обобщенным" пониманием ситуаций, побывать в которых ему довелось. Благодаря подходу, избранному Лэнсом, полковник не только вышел более красочным - нельзя не сказать, и честным, - но и достоин не столько смеха зрителей, сколько их невольного сочувствия, как прилежный исполнитель и настоящий офицер, которому, на его голову, попалась хитроумная команда)
*
Итак - трижды "ура" любимому полковнику!)
Полковник Деккер: попытка анализа
Некоторые замечания о суровом, но нежно любимом полковнике Родерике Деккере из пресловутого сериала "Команда "А"" ) ...