The Light That Failed / Свет погас (1939). Экранизация одноименного романа светоча британского империализма Киплинга имеет совершенно замечательный состав актеров: Рональд Колман в роли Хельдара и Уолтер Хастон в роли Торпенхау. Чего фильм не имеет, так это двух вещей: хорошего бюджета и достойной режиссуры. Если отсутствие финансов, бывает, фильм не портит - хотя для фильмов с батальными сценами это может быть серьезным недостатком, - то пробелы в режиссуре слишком ощутимы: из-за ее слабости фильм, с одной стороны, вышел довольно схематичным и отрывистым, с другой же - несколько затянутым без видимой на то основы. Жаль: столь замечательный материал в буквальном смысле требует киношедевр, а вот продукт 39-го прощает разве что финальная часть и несколько более ранних сильных сцен. Впрочем, талант актера не отберет и режиссура - кто такие Колман и Хастон, все мы знаем, и знаем, на что они способны) Трогательный и душевный Хельдар, который, даже оскорбляя девушку, останется британским джентльменом с головы до ног, - а чего стоят монологи Рональда, когда он остается в одиночестве и вынужден занимать собой почти статичный кадр) Сдержанный, скромный подход к герою делает драматичные моменты пронзительными, но лишенными пафоса: его Хельдар - который, как мы знаем, был художник, в конце концов потерявший зрение из-за ранения - всегда остается больше человеком, чем солдатом или служителем искусств. Картины, к слову, впечатляют - уж здесь бюджет позволил себе отразить талант Хельдара в полной мере, чего стоит одно полотно с боевой лошадью. Хастон старается не меньше - вопреки своей неэлегантности и едва не крестьянскому внешнему виду, он представлен в фильме блестящим джентльменом-и-солдатом, а также лучшим другом господина художника и грубоватым критиком, которому раз плюнуть - продырявить неудачный холст ногой) Пожалуй, фильм, как и должно быть фильму о боевых товарищах, отдает довольно ощутимым шовинизмом, но не дешево-голливудским, в духе пощечин и слезных объятий, а сурово-британским - что не может не радовать зрителя, который хоть в фильме 39-го года на это посмотрит) И если дуэт Хельдара с его любимой художницей и подругой детства выходит несколько пресным из-за сомнительных талантов акртисы, то дуэт Хельдара и Торпенхау прекрасен: исключительных похвал заслуживает очень грустный, но очень трогательный эпизод, когда несчастный Хельдар понимает, что ослеп, и отчаянно хватается за руку друга. Впрочем, вопреки тому, что фильм снят о мужчинах, нельзя не уделить внимание блестящей, шикарной актерской работе Иды Люпино, сыгравшей уличную девицу Бесси: и скверный характер, и истерики, и безумие, с которым она уничтожает свой портрет - последнюю работу художника, - сыграны так славно и так сильно, что вызывают искренний восторг. Финал же фильма, несколько разнясь с романной версией, при этом же подчеркивает, что некогда британцы умели не высмеивать все пафосное и героическое, а верить в него всей душой)
***
Мой вердикт. Искренне надеясь, что перечисленные достоинства компенсируют печальные недостатки - и жуткое качество дошедшей до нас копии, рекомендую этот фильм)
The Light That Failed (1939)
zis-is-kaos
| среда, 08 августа 2012