Anna Karenina / Анна Каренина (1935). Помнится, мои восторги насчет этого кинофильма уже имели место быть в текущем элитарном блоге - посему кратко, и без сравнения "всего со всем" ) Вопреки ужасам, неизменно связанным с голливудским видением русских и России, фильм не только качественный в плане постановки - он по-своему прекрасный в нескольких моментах, даже будучи весьма упрощенной - повторимся, голливудской - версией событий и морали оригинала. Режиссерские находки насчет воплощения символизма не могут не быть отмечены, равно как и то, что качество режиссуры можно определить и по тому, хорошо ли смотрится в фильме актер не первого класса, - в некоторых моментах он (они?) смотрится впечатляюще и сильно. Впрочем, у фильма есть и недостатки, подобно культовой экранизации "Отверженных" того же года выпуска: можно даже утверждать, что недостатки у них общие и касаются состава актеров. Увы, на этом список моих претензий к "Анне" не исчерпан: фильм типично мелодраматичен, очень в духе переломного 1935 г., и потому несколько затянут - конечно, не в таких промышленных масштабах, как более поздняя версия, но что есть, то нельзя обойти критикой. За вычетом декора в виде неизбежной мелодрамы, упрощений-утрирований и некоторой шаблонности в передаче материала, фильм достойно претендует на звание классической экранизации, тем самым обгоняя конкурента 1948 г.
***
О звездном кастинге мы, конечно же, поговорим отдельно:
- думаю, искать в Грете Гарбо сугубо канонично-театрального выведения сложного и противоречивого образа никто бы и не стал: как и Марлен, она, прежде всего, обаятельная женщина, и уж потом актриса, но, чудом избежав сравнений с другой великой голливудской актрисой в этой роли - которая меня что так, что этак не прельщает, - скажу, что более "жизненный" подход к образу имеет место быть, ввиду чего мы видим Анну не экзальтированной женщиной и не меланхолично-расчетливой дамой, а живой, настоящей, той, кто любит без шекспировского пафоса и чья любовь идет от сердца. Поклонники образов сложных и классических вряд ли останутся так уж довольны их воплощением Гретой, но те, кто хочет понять Анну как человека - и ее чувственную, но разумную натуру, - будут благодарны за этот прекрасный персонаж.
- оценить Фредрика Марча в роли Вронского без неизбежных сравнений вряд ли выйдет, - они напрашиваются сами собой. Скажу, что Марча вытянула лишь схожесть его образа с первоисточником, ведь Вронский-канонный не является ни первым гусаром и красавцем всей России, ни тонким, романтичным юношей: некоторый привкус военщины, приземленности и недалекости сопоставим с каноном, но отсутствие продвинутых актерских навыков вряд ли позволит дать ему положительную оценку. Определенно лучшие его моменты связаны с поездом и сопутствующей драмой)
- отличен Реджинальд Оуэн в роли бедного Стивы: насколько удалось, он постарался воплотить и образ плывущего по жизни, безалаберного типа, и добродушную иронию человека, не привыкшего воспринимать все слишком уж серьезно. Пусть образ и, скорее, комедийный, но всячески достоин одобрений.
- неожиданно отличен Реджинальд Денни в совершенно проходной роли Яшвина: приятель Алексея Кирилыча создан из ничего, но как он создан - не выступая на передний план, не нарушая пределов отведенной роли, и вместе с тем так мило, органично, что рядом с ним имеет свойство меркнуть даже Вронский)
- прекрасно смотрится Морин О'Салливан в роли Китти - очень живо и молодо, энергично и вместе с тем наивно: если в "Копперфильде" того же года она слишком переиграла наивную дуреху - супругу возмужавшего главгероя, то здесь ее стиль более чем уместен.
- увы, но Костю Левина сделали этаким голливудским красавцем-парнем для оживления побочной романтической линии - ввиду чего романтика практически затмила любые иные стороны этого образа.
***
...а вот на Алексее Александровиче мы остановимся подробно) Куда смотрела Анна?..
***
Мой вердикт. Качественная, хоть, увы, и не великая экранизация романа с безусловно интересным составом актеров - и Бэзил, облагородивший Каренина в меру своих талантов и душевной доброты)
Альбом