Action in Arabia / Приключения в Аравии (1944). Вопреки названию, которое предполагало безумный экшн и множество верблюдов, - верблюды, правда, были, - фильм оказался на удивление стильным экзотическим детективом, лишенным пошлых преувеличений и слишком уж трэшевых мотивов криминала Ближнего Востока. Снятый эмигрантами из наших краев и даже содержащий немного русской речи, фильм выдержан в тонком, сдержанном духе элитарных казино, субтильных любовных переживаний и сделан, скорее, как интеллектуальная вещь, чем чистой воды боевик и детектив в традициях родного Голливуда. Умело поставленные диалоги, психологический акцент на внутреннем мире персонажей - конечно, при наличии неотвратимого и неизбежного шаблона, а также положительный бюджет, красивые декорации и восточная музыка - все, что нужно, дабы впечатлить эстета и ценителя разумно снятых детективов-и-боевиков) Приятное впечатление от фильма - имеющего несколько безумный сюжет, но совладавшего с ним, насколько это возможно - подкрепляет и состав актеров, представленный чудовищного роста Аланом Напье в роли владельца казино и нацисткого агента по совместительству, а также Джина Локхарта в роли пройдохи и шулера, и Вирджинии Брюс в амплуа его симпатичной и хитрой, но в душе высокоморальной, дочурки. Впрочем, не едиными нацистами и шулерами жив этот видный образец вечной борьбы за свободу и демократию)
***
Итак, в дело вступают журналисты)
Майкл Гордон.Представим себе Скотта ффоллиотта, несколько смягченного и размягченного суровым аравийским климатом - оденем его в роскошный и просторный белый пиджак, добавим белого же цвета брюки, стильные штиблеты и пачку сигарет - из этого получится коварный и отважный американский журналист, мистер Майкл Гордон. Заданием Майкла на поездку в будущие ОАЭ будет отследить следы нацизма, ведущие в эту страну: попутно будет убит его напарник, на самого мистера Гордона совершено несколько дерзких, но неумелых покушений, а сам он потеряет сердце - разумеется, не от вражеской пули, а от чар хитроумной дочери персонажа Локхарта, неизменной мисс Брюс, которая где только не снималась с Джорджем Сандерсом, исполнившим геройского детектива. Забегая вперед, уведомим, что гадкие нацисты были посрамлены и уничтожены, дикие арабские племена - призваны к порядку, а сам Майкл успешно воссоединился с возлюбленной на борту самолета.
Теперь же остановимся на главном - анализе и неизменных восхищениях) Стоит ли говорить, что героичный и ковбойский рубаха-журналист, поднаторевший в отлове фрицев, убийц и предателей, был исполнен не вполне по авторской задумке? xD Лоск самого фильма и манера игры Джорджа прекрасно соответствуют друг другу: мистер Гордон предстает этаким братцем ффоллиотта, укорененным в разведку и Скотленд-ярд, с манерами джентльмена, незаурядным интеллектом и небрежно-высокомерным подходом к остальному большинству, исключая прекрасный пол - его умения в столь деликатной сфере превосходят рамки простого и прямого кинодетектива, на чем следует остановиться дополнительно, раскрыв во всех деталях) Как я и говорила, Джордж может совершить предосудительное с девой, используя один лишь голос: еще в International Settlement я изумилась тому, как он произносил you're wonderful, - немало есть актеров с голосами и умением придать звучание сценарным строкам, но в этих прилагательных, wonderful или же beautiful, Джордж вкладывает столько затаенной страсти и почти императива, что отказать ему не представляется возможным ввиду постыдной слабости как женского сердца, так и силы духа. Можно решить, что одними комплиментами он отсекает путь к отступлению, попутно внушая прелестной жертве мысль, что ему дамы не отказывают и даже думать о таком не стоит) Правды ради, замечу, что отказать ему смогла бы разве что исключительно дурная особь xD Однако же в ход пущены не только вербальные средства самовыражения, но и глаза, любимый прием старых актеров: представим игорный стол в гостинице Дамаска, Вирджинию в игре и Джорджа, который то ли дело бросает на нее томные, но нестерпимо соблазнительные взгляды из-под век) Эпизод соблазнения мисс Брюс, будучи довольно кратким, тем не менее, включил в себя и танец, и ужин под аравийским полумесяцем, и те приемы Джорджа, форма и значение которых были раскрыты выше. Одна эта сцена целиком оправдывает существование "Аравии" в мировом кинематографическом дискурсе - впрочем, никто не сомневается и в приключенческих задатках Джорджа, решительно-интеллигентного и тонко-интеллектуального, того, кто сможет спасти мир от нацистов, а племена арабов - от политического переворота.
Отдельного внимания в "боевой" части фильма заслуживают такие эпизоды, как:
- обманный маневр при взятии шпиона с поличным путем подкладывания ему своего бумажника: как мягко и вежливо, даже не повышая голос, Джордж требует наказать "негодяя" )
- полет на самолете над арабскими табунами не только заставляет вспомнить культовую сцену из "Корреспондента" с ффоллиоттом и машиной, но и косвенно касается совершенно иной темы, а именно: творческого наследия рецензента в виде его единственного законченного романа) Помнится, в пресловутом "Полете над грозой" главгерой - он же Майкл - и его пособник Джонсон летят над зарубежною планетой и узнают о военно-несанкционированной активности врага. Примерно то же осуществляет Майкл-Джордж: сугубо умозрительная, но чертовски приятная проекция)
- наконец, момент из медицины - не такой уж фантастический, но, по крайней мере, визуально странный: ранение мистера Гордона вражеской пулей в спину, после чего он, провалявшись в забытье пару минут, снова вступил в ряды борьбы с нацизмом и даже не отдохнул пару часов или же дней, отправившись в романтический полет с возлюбленной, мисс Брюс. Увы и ах: законы жанра весьма суровы к протяжным медицинским эпизодам - вспомним беднягу Холмса из Secret Weapon, которому и после потери n литров крови полежать не дали, - но даже маленький намек, даже заботливо подсунутая под спину мягкая подушка были бы приняты с огромной благодарностью)
В заключение отмечу, что Джордж, не прилагая ни единого усилия, в пух и прах обыграл Джина Локхарта - да и Алан, не последний в Голливуде, смотрится рядом с ним несколько блекло. "Живая", почти не театральная манера игры Джорджа определенно смотрится внушительней, чем сценические клише, пусть и бывалых характерных актеров, - удивительный, право же, человек, еще и в неотразимом белом костюме ***
Мой вердикт. Стильное - в хорошем смысле слова - детективно-приключенческое кино о Ближнем Востоке и прекрасный соблазнитель Джордж - итак, рекомендую)
Альбом