The Saint's Double Trouble / Святой и его двойник (1940). Продолжение саги о Саймоне Темплере по прозвищу "Святой" - негодяе, самозванном детективе, борце за справедливость, мастерском взломщике сейфов и человеке множества талантов) На сей раз приключения коснулись удивительного факта внешнего подобия негодяйского, но честного Темплера и просто негодяйского босса преступного мира по имени Дюк Бейтс: прознав о факте, Дюк не стесняется подставить Темплера в деле о нескольких убийствах, а также контрабанде драгоценностей с помощью саркофага и мумии. Саймон, не теряя духа, обаяния и страсти к прелестным юным девам, разоблачает негодяя, возвращает драгоценности и побеждает, сомнений в чем не может быть: вспомним профессора из серий о ШХ, которому и смерть не помешала появляться на экране, - что уж скажешь о Святом?) Начинаясь немного бледно, киноопус ближе к середине и, разумеется, к концу вернул славу и шик незабываемого
Saint Strikes Back, заставив зрителя восторгаться и беспокоиться, смеяться - и, конечно же, любить) Пусть на лавры лучших серий из ШХ с Рэтбоуном "Святой" не претендует, однако держит марку пресловутой фильмовой цепочки: острота событий, детективность и тонкий, просвещенный юмор, чему в немалой степени способствует великий мастер ироничного, назначенный исполнить основную роль преступного-и-праведного элемента. Необходимый фон для дерзких, стильных и лиричных похождений Саймона-Святого обеспечен знакомыми и новыми персонажами: бедный инспектор Генри Фернек по-прежнему терзается патологичной для его профессии восхищенностью и дружбой с попирателем морали и закона, однако ныне стал намного мягче к мистеру Темплеру, тем самым выказав смирение с нелегкой долей друга своего врага и с издевательствами, произведенными над ним последним) Главгероиня в "Святом и двойнике" - увы, не мисс Барри, столь свойственная многим фильмам о "Святом", но блеклая, декоративная блондинка весьма сомнительных талантов: странным может показаться кастинг и кастинг Белы Лугоши в совершенно проходную и ничем не примечательную роль бандита-ювелира, исполненную в соответствии с хромающей задумкой. Тем ярче кажутся в сравнении актерские работы Фернека-Хейла и комедийной парочки бандитов, пристроенных у "босса", - последние прекрасно сочетают мягкий, ироничный юмор серий и брутально-криминальный ореол. В целом, фильм может смело конкурировать с первой новейшей серией о похождениях Святого - если не сюжетно, то по визуальному своему классу)
***
Не в добрый час - и не по доброму наитию, природа создала мистера Бейтса, использовав подобие "Святого" )
Святой и грешник.С каждым новым фильмом, с каждым отчетом восхищаться Джорджем Сандерсом, при этом не повторяясь и держа банальность на все еще терпимом уровне, становится сложней. Представим себе фильм, в котором Джордж играет подлеца и праведника, тем самым не сходя с экрана во всех важнейших эпизодах, - не это ли концепция фансервиса, известная еще в далеком 1940 году?) О том, как утончен и ироничен, красив, пригож, умен и элитарен пятикопеечно-вульгарный канонный мистер Темплер в исполнении великого, и говорить не стоит, - поэтому вернемся к описанию завидного и притягательного мужчины, в котором весьма мало от "святого", зато немало от кузена Джека, чей - будущий? - характер находит проявление в несносности мистера Темплера для среднестатистического общества, завидной склонности к разного рода провокациям, а также в неотъемлемом внимании к излишне скромным, добродетельным девицам в лице профессорской дочурки. Нужно ли говорить о том, как стильно и роскошно смотрятся костюмы начала 40-х на крупных, взращенных плаваньем плечах?) Всё, начиная с тройки и оканчивая пальто с плащами, замечательно подобранными по моде и фигуре, - а также шляпа, которую мистер Темплер виртуозно поправляет на широком лбу, - несет мучения нынешним зрительницам, отделенным от предмета страсти монитором и временным отрезком в 70 лет, что, впрочем, не мешает им отдаться Джорджу хотя бы мысленно и чувственно) Стиль же игры, в котором Джордж освещает похождения мистера Темплера, все прежний, интеллектуально-тонкий - впрочем, несколько изюмин стоит помянуть, тем самым отразив особенности фильма. Так, в этой серии мы узнаем о похождениях Святого времен юности - о разбитых сердцах трепетных девушек, которых негодяй "любил и бросил", как завещал нам сам топ-менеджер Курт Андерсон из остро-социального Employees' Entrance в 1933 г. Мы также познаем глубины уровня физическо-спортивной подготовки Джорджа: мистер Темплер охотно лазит в окна, по деревьям, выпутывается из веревок, протискивается сквозь решетки, покоряет водные просторы и даже перемещается по городу, вцепившись в металлический контейнер для покрышки сзади автотранспорта. Богатая фантазия и хитрые уловки по освобождению из тюрем привели к тому, что мистеру Темплеру, в лучших традициях классического детективного и авантюрного романа, пришлось переоблачиться в женщину - хотя вопрос о том, насколько же была слепа охрана заведения, не признавая особь мужского полу в едва ли не двухметровом, широкоплечем и славно упитанном Джордже, останется загадкой, которую и Холмсу было бы не так уж просто раскусить) Вне всяческих сомнений прекрасен скромный медицинский эпизод, когда негодный Дюк бьет мистера Темплера рукояткой револьвера, оставив того с шишкой и в глубоком обмороке, - учитывая героически-непробиваемое здоровье великих детективов, не смеющих быть слабыми на публике, и это хорошо для преданных ценителей) Вспомним и о трогательной дружбе-ненависти Фернека и Саймона: в сравнении с предшествующими фильмами инспектор несколько смягчился в отношении к насмешнику и попирателю закона - Саймон же премило выясняет у инспектора, насколько глубоки его дружеские чувства. Итак, мы можем заключить, что в этом фильме Джордж продолжает славные традиции "Святого", как стилем игры, так и общей притягательностью для зрительниц и зрителей - соответственно, обаянием и героикой)
Пожалуй, тем, что нужно обсудить в деталях, станет для нас бандит и гангстер, босс Дюк Бейтс, исполненный Джорджем в виде двойной роли в лучших традициях "Зенды", перенесенной на преступный мир) В "Святом и двойнике" есть и подмена "короля" (босса), и пресловутое задержание "двойника" в подвале, и даже мотивы пересечения водных пространств - весь набор милых сердцу архисюжетов, которые так славно воплотил еще Энтони Хоуп. Главный вопрос, касающийся Дюка, происходит из давно известной нам манеры Джорджа исполнять злодеев: если злодеи высшего общества, негодяи и циники выходят у него блестяще, то низкие, брутальные товарищи в духе смертоносных фрицев, разномастных немецких шпионов и попросту отбросов на обочине морали имеют в себе мало связи с тем, что им предписано беднягой сценаристом. Босс Дюк - отнюдь не исключение: поправ еще один сценарий, Джордж скажет свое слово, а пристрастный критик со вздохом сообщит, что главарь шайки, убивец и высококлассный вор, пожалуй, вышел интеллигентом в преступном мире Филадельфии, - нам словно видится, как изгоняют его с математической кафедры, заставив с головой уйти в преступный промысел) Итак, какой же он, Дюк Бейтс? Если в тяжелых и конфликтных ситуациях он может гневно рявкнуть - впрочем, несколько потише, чем нам обычно представляется при этом слове - на подручных и партнера-Белу, то в остальном нам остается изумиться, какой же эффективный менеджмент осуществляет Дюк: его бандиты, не отличные ни воспитанием, ни выдающимся умом, хранят большую верность дорогому боссу, боятся его, уважают и служат, в меру своей безответственности. Отправься Дюк по стезе педагогики, он смог бы внести новые методы обучения и усмирения трудного контингента без насилия, скандалов и угроз. И если на самоубийство Темплера и всех, кто может помешать, босс, разумеется, пойдет без диалога с совестью, в прочих своих аспектах это джентльмен вне закона - но законодатель стиля в преступном мире, что не отметить было бы нельзя) Увы, судьба его печальна: Саймон обманным способом освобождает босса, арестованного как Саймон, из тюрьмы (см. о платье), но чуткий, бдительный инспектор убивает Дюка при побеге, что выглядит именно так, словно бы жертвой его пули стал непосредственно Святой. История о Саймоне и грешном двойнике в своей финальной части нам видится не только напряженной, но и владеющей особым шиком при наличии в ней благородного и безнравственного преступников - разумеется, исполненных безупречно прекрасным мужчиной) ***
Мой вердикт. Фильм обязателен для верных поклонников серии и уж тем более для любителей Джорджа)
Альбом