The Man in the Iron Mask / Человек в железной маске (1939). В последнее время я несколько отвыкла от качественного старого кино - тем ярче представляется внезапно обнаруженный прекрасный экземпляр в лице экранизации Дюма и его бессмертного романа о двух королях и сопутствующих перипетиях) О фильме же Уэйла, признанного мастера хоррор- и остросоциального жанров, хочется говорить лишь в превосходной степени: отменно все - от актерских этюдов до постановки с режиссурой, которая бросает на обочине многие прочие образцы мушкетерских приключений, - но главное, пожалуй, кроется в том, что Джеймсу удалось добиться сочетания не всегда сочетаемых вещей, а именно, глубокой символичности и "приземленной" чувственности. Условное в фильме практически отсутствует - это живая история о живых людях, которые при этом не покидают рамки типажей: король и королева, министр и кардинал, распутные девицы и мушкетеры - все они предстают образно, при этом заставляя зрителя сопереживать их чувствам и поступкам, в положительном ли, отрицательном, ключе. Холодный, сверкающий и острый, словно лезвие ножа, - так описали бы сию жемчужину на кинопоиске, где процветают поэтичные рецензии) Фильм наделен всеми достоинствами психологической драмы, повести о придворных интригах и, конечно же, приключенческого "экшена", - в последнем случае яркость характеров и упор на психологию нисколько не умаляют качественности и зрелищности, скажем, финальной конной погони. Единственных двух ляпов вряд ли можно было избежать, но, увы, нельзя их не отметить: это Джоан Беннетт в роли испанской суженой Людовика - и специфические вкусы режиссера) Увы и ах: Джоан, не впечатлив меня и в "Монте-Кристо", куда переселилась половина актерского состава "Человека", в фильме сильной режиссуры оказалась еще хуже, чем в проходном кино, - это не просто терпимо, это плохо и едва ли не бездарно, даже крупные планы красивых девичьх очей здесь не спасут. Вторая претензия носит сугубо личностный характер и касается моего отвращения к Джеймсу Уэйлу как режиссеру: я люблю его в целом и не терплю в одной лишь частности - уж слишком Джеймс любил патологические состояния и хоррорные моменты, даже там, где жанр им не способствует. Если я берусь смотреть "Франкенштейна" или "Мышь-вампира", я могу заранее настроиться на то, что меня ждут брутально-жуткие моменты: если же я смотрю приключения, мне не хотелось бы внезапно отрываться от экрана ввиду происходящих на нем ужасов) Немного неуместным введением любимого хоррора Джеймс подпортил и относительно терпимый Green Hell, и "Человека": это не просто жестко, это очень жестко для полусказочной истории, и лично мне совсем уж не по вкусу, - любители, возможно, и оценят, но никак не я. В остальном же, почти двухчасовой фильм смотрится на одном дыхании и с неизменным интересом)
***
Итак, актеры: начнем, пожалуй, с малого и окончим великим) ...
***
Мой вердикт. Обязателен к просмотру по всем пунктам)