Show Boat / Плавучий театр (1929). Фильм принадлежит к уникальному жанру, не имеющему аналогов в истории, - немому мюзиклу) Конечно же, мы понимаем, что немой он лишь наполовину, и любовно записанный внешний саундтрек сопровождает некоторые эпизоды, но сочетание звука, бессменных интертитров и весьма странного пролога в виде трансляции в кинотеатрах свежих хитов джазовой сцены превращают кино-композицию в нечто особенно причудливое) Впрочем, сам фильм я бы рискнула назвать не просто славно сделанным, но даже качественным, если любезно вычесть из него все недостатки стыка жанров и бездарности Лоры Ла Планте, превратившей роль Магнолии в нечто серое и вряд ли романтичное. Качество постановки мне видится в двух основных вещах, а именно: добротном символизме и хорошей постановке, когда и сюжетно бессмысленная сцена без видимого наполнения помимо пары-тройки реплик, объятий и поцелуев захватывает зрителя, не смеющего оторваться от экрана. Вспомним, что фильм явился первой экранизацией одноименного - и культового - мюзикла, за который в 1936 г. взялся не кто иной, как Джеймс Уэйл: глубинный символизм американской смены поколений и реки (тм) как символа хода времени и перемен, которые, по существу и в соответствии с концепцией ритуализма, обернулись неизменным повторением и возвращением к истокам, переданы прекрасно - зритель и правда чувствует, что у социально-романтической трагикомедии есть свой подтекст, который еще и качественно снят. Легкая атмосферность театра, юности, надежд, любви делает первую треть фильма "светлой", даже немного солнечной, вопреки зелени пленки и чудовищному качеству, - но драма бестолковой пары Равеналь, в которой "джентльмена-игрока" исполнил Йозеф Шильдкраут, снята на удивление сильно даже при типично атрофированном сюжете немого кино. Отдельной и сердечной похвалы заслуживает гранд-финал - один из любимейших сюжетов, - но, впрочем, о нем позже) Не могу не рекомендовать этот пусть и не самый сильный, но по-своему прекрасный фильм, которому сопереживаешь от начала до конца и который вряд ли так легко забудешь)
***
Шильдкраут, как известно, был еще одним актером, для которого злодейство стало профессией, поэтому спортивный интерес видеть его в - о ужас! - роли едва ли не героя-любовника пылал с особой силой в сердце, желающем романтики с любимым негодяем-циником) Надежды были не только оправданы, но даже помогли установить любимого актера на новой высоты почетный пьедестал)
Фавелл revisited.Скептический настрой - что может присовокупить такая роль к злодейскому величию? - был развеян целиком и полностью уже в начальных сценах появления г-на Равеналя, человека пылкой юности, пустых карманов, нежелания трудиться и спорадических успехов за игорным столом. Судьба кузена Джека - образца того, как бестолково жить и плохо кончить - ощутимо совпадает с судьбой супруга мисс Магнолии, в чем мы сейчас же убедимся. Однако прежде чем раскрыть всю драму образа, скажу несколько слов о том, как именно Шильдкраут играет героев и любовников: подчеркнуто академическая манера и театральность, присущие Йозефу в принципе, проявились и этом случае - тонкая пластика словно подталкивает критика к сравнению его love-making с балетными образцами, ведь в искусно продуманных жестах, движениях, позах, раскрывается не меньше Равеналя, чем в диалогах и сюжетных поворотах. Романтизм Шильдкраута легче понять сегодняшнему зрителю, прежде всего, потому, что Йозеф откровенно чувственен, - да не прочтут в моих словах тот самый смысл, но некоторая фемининность, ему свойственная, делают его поведение с любимой уж очень трогательным и нежным. Вспомним, впрочем, что г-н Равеналь - отнюдь не сахар, а игрок и бестолковый в плане ответственности мужчина: хитрые, провокаторские нотки блестяще удаются Йозефу, весьма склонному к лисьим повадкам и неспоримо ироничному, - чего стоит эпизод признания в любви во время признаний в любви их персонажами на сцене, или подражание матушке Магнолии, блестяще сыгранной Эмили Фицрой, знакомой нам по Flirting Widow и роли "тетушки Ады", - этакая женская версия милого Лайонела, всегда блистающего на втором плане и ответственного. Итак, какими сильными бы ни были семейные чувства г-на Равеналя к детям и супруге, натура, склонная к впаданию в авантюризм, а после - к вынужденному уходу от семьи и нахождению на дне, берет свое, принося муки бедной любящей Магнолии, в конце концов спасенной матушкой и добившейся успеха на Бродвее. Пожалуй, самая сильная - по крайней мере, драматичная - часть фильма приходится на то, что я с особой легкостью проецирую на гипотетическую судьбу фанонного кузена Джека с его семейством: много лет спустя, когда Магнолия, успешная и знаменитая, поет на бродвейской сцене, среди зрителей мы видим потрепанного жизнью, немолодого супруга, который, уж спасибо Йозефу и его выдающимся талантам, испытывает нестерпимые муки человека без будущего и без единого права показаться на глаза той, кого он любит по сей день. Сцена на улице, под символическим дождем, когда г-н Равеналь наблюдает отъезд супруги среди толпы поклонников, а после уходит в никуда, успешно завершает раздирание сочувственного сердца - впрочем, старый Голливуд, конечно же, не бросит вещи в таком плачевном состоянии, и рано или поздно г-н Равеналь все же вернется к любящей супруге, на закате их разбитых жизней) Остается лишь заметить, что некоторые тонкие сомнения насчет категоризации Шильдкраута были развеяны Show Boat подчистую: это театральный профи, способный выжать все из ничего, - что важно, это еще и человек, склонный к знакомой нам иронии) Напоследок не могу не восхититься крупными темными глазами Йозефа, которые волнуют и влекут ***
Мой вердикт. Если вас не пугает качество и специфический жанр действа, обязательно смотрите)