Рецензия
Прежде всего, отметим наши общие позиции. При том, что господин профессор принадлежит к числу моих злейших врагов, нельзя не признать, что "Властелин Колец" и сопутствующие ему произведения правомерно считаются классикой, сложны для восприятия-анализа и обладают философской глубиной. Отстаивая право кинематографа и, в частности, актеров на интерпретацию классики, я в то же время считаю, что есть фильмы, которые соответствуют ее уровню, а иногда и повышают, но есть и те, которые снижают, адаптируют. Произведения профессора, если говорить о них в терминах исторических жанров, находятся на стыке волшебной сказки, героического эпоса и мифа - в случае фильмов Джексона мы имеем, прежде всего, фэнтезийный боевик и адаптацию: ни первое, ни второе не может претендовать на раскрытие глубин первоисточника, оставаясь для меня в чем-то удачной, в чем-то неудачной попыткой переложить произведение на язык современной аудитории. Из этого я вывожу достоинства и недостатки, которые раскрою ниже:
Достоинства:
- первейшее состоит в том, что "Хоббит" атмосферен, и атмосферен в правильном ключе: перед нами действительно сказка, и персонажи в ней не уступают "фэнтезийности" интерьеров. Это свой, особый мир, каждый элемент которого обладает неповторимым "духом", будь то "домашний очаг" в виде норы Бильбо, Ривенделл или лесной домик; это живые персонажи-образы, которым хочется сопереживать и которые являются органичной частью этого мира. Лучшее в фильме - его первая треть - как раз и отражает неторопливо-сказочный ход, когда в центре изображения находятся персонажи и характеры, а действие достаточно замедлено, чтобы успеть все прочувствовать. Разумеется, на более ранних стадиях развития кинематографа такая качественная экранизация фэнтезийного произведения была бы невозможна: за сим нельзя не похвалить всю красоту традиционных пейзажей, архитектурных конструкций и интерьеров)
- мотивы тьмы, саспенса и хоррора отменно удаются Джексону: все жуткое жутко по-настоящему, все тревожное - тревожно. Особенно пугает сцена в лесном домике с явлением паука)
- в плане актерском фильм стал для меня тотальным и неоспоримым бенефисом Йена МакКеллена, исполнившего Гэндальфа и в "Хоббите", и в трилогии. Я восхищаюсь Йеном неприкрыто: если бы в мире современного кино был хоть один такой актер возрастом до 40 лет, я бы ходила в кинотеатры) Образ волшебника, не теряя определенной нотки махинаторства и хитрости, тем не менее, и классический, и цельный, и глубокий: это организующий стержень для всех прочих персонажей и мастерская актерская работа, которую, пожалуй, нужно лишь увидеть)
- двое других актеров, к которым у меня нет претензий, угадываются все с той же легкостью: это Йен Хольм и Кристофер Ли) Хоть негодяйский Саруман и был представлен в "Хоббите" декоративным элементом, но само присутствие (!) ветерана кинематографа внушает благоговейное почтение: мне кажется, Кристофер давно уже перешагнул черту, за которой его следует воспринимать не как актера, а как достояние мировой кинокультуры) Что касается исполнителя пожилого Бильбо, то в характерности он не уступает двум другим титанам пленки: Хольм харизматичен и прекрасен, но его талант актера вышел для фильма роковым)
- чувство светлой ностальгии вызывают и граждане эльфы в лицах Галадриэль и Элронда: мне всегда нравился последний в исполнении Уивинга, но, к несчастью, для меня Уивинг - слишком агент Смит, и эта его роль накладывает неизгладимый отпечаток на все его последующие роли) Не принадлежа к "титанам", он, тем не менее, хорош и соответствует высокому званию владыки эльфов, но, разумеется, в ВК ему досталось многим больше психологии.
- и, наконец, само решение вернуться к старым добрым временам и воскресить некогда любимую трилогию
Недостатки:
- первейшие из них были очевидны еще в трилогии и сохранились в первозданном виде в ее "перезагрузке". Увы и ах: я могу принять "Ричарда III" за авторством Оливье как достойную попытку, условно говоря, экранизировать героический эпос, но не могу принять фэнтезийный боевик по книге автора, который в жизни бы такое не представил) Первая часть фильма, как мы и говорили, выглядит атмосферно и достойно: остальные две трети, состоя преимущественно из спецэффекта в не лучших его проявлениях и бессмысленной красочной бойни, не отложились в моей памяти, равно как и вся последняя часть "Властелина Колец", - ближе к финалу я начала скучать, немного оживая на моментах с Гэндальфом) Примитивность диалогов - и вообще идейного содержания - вызывает во мне вопросы: неужели это было заимствовано у профессора?) Право же, жалко выглядят неумелые объяснения Бильбо насчет значения дома в жизни хоббита, напоминающие уроки краеведения, - а неизменно идиотский американский юмор в скромном наборе эпизодов тем больше отвращает зрителя. Сюжет адаптации, вплоть до конкретных приемов воплощения, тоскливо предсказуем: даже у меня, читавшей лишь ВК, не возникло и толики сомнений, что грозный орк не только выживет, но и станет участником финальной битвы (тм), - то же касается еще десятка мотивов и ходов, организованных по штампам Голливуда. В целом, фильм создает одно большое впечатление того, что все это мы уже видели, если не в ВК, то в ГП, и даже в "Мишках Гамми", если вспомнить паука, блюдо из главгероев-пленников и даже собачек под деревом, на котором прячутся главгерои)
- подробнее о штампах и эффекте. Все сражения и битвы сделаны по очевидному шаблону - все ходы в них предсказуемы, вплоть до пафосных криков в нужный момент. Что многим хуже: экшн превращается в компьютерную боевую игру чистого вида, а такое взаимопроникновение жанров я не люблю, даже в отрыве от того, что Толкиен и пространные эпизоды рубилова - вряд ли совместимые вещи. Итак, большую часть фильма занимает экшн - это явный недостаток, который сложно компенсировать. В моментах, когда спецэффект служит целям иного толку - вспомним троллей, он смотрится уместно и оправданно, в иных же случаях он подменяет содержание, в чем, собственно, и есть его первейшая функция)
- ввиду проблем со спецэффектом беды кастинга нельзя назвать основной художественной катастрофой, но сложно было бы назвать это иначе. Не может фильм, который длится около трех часов, быть театром одного МакКеллена: это неправильно и приближает фильм к боевику, где важно то, что происходит, а не те, кто играет. Итак, начнем безжалостный разнос:
-- по моим скромным предположениям, гномы не должны быть тем, что в простонародье зовется неприятным словом "быдло": увы, лишь так я могу назвать их поведение в отвратительной сцене "застолья" - суровый гном-и-воин может быть суров, даже развязен, но гномы есть гномы, а свиньи есть свиньи; нам представили последних. В целом, славный отряд Торина напоминает боевые единицы из "Ксены" и "Геракла", в том числе и гардеробом, - один из воинов был даже облачен в ушанку) Тем более плачевными являются попытки то приблизить их к "народу" (см. свинство), то сделать героями-бойцами: все это не годится, и отряд имени Фродо вспоминается с гораздо более приятным чувством.
-- все прелести игры товарища, исполнившего полоумного волшебника, затмил унылый комплекс "сохраним природу", разросшийся до уровня глобального невроза и потому стоящий для меня на грани отвратительного. Впрочем, волшебник вышел излишне полоумным, на мой взгляд, - а санки с заячьей упряжкой напомнили русский фольклор)
-- я не поклонник культового владельца "его прелести", поэтому не могу причислить оного ни к достоинствам, ни к недостаткам: выглядит он зрелищно, характером владеет, но отношусь к нему нейтрально, без особенных восторгов.
-- разительная бездарность Мартина Фримена, мне очевидная еще по вымученным 20-ти минутам "Шерлока", портит собой весь фильм - точнее, все те сцены, где Гэндальфа нет рядом) Будь я ответственным за кастинг, я бы отправила Мартина играть в дешевых комедийных сериалах на тв, что соответствует его уровню и стилю. После Бильбо в исполнении Хольма Бильбо-Мартин не воспринимается мной в принципе: да, он может быть относительно молод, неопытен, терзаться сомнениями и прочими чувствами, как хороший, а не фанерный главгерой, но он не может и не должен быть жалок, - а Мартин жалок, причем, как ни печально, жалок сам по себе, и здесь, и в "Шерлоке". Я хочу сочувствовать Бильбо потому, что он страдает и терзается, а не потому, что не хотелось бы обидеть ни его, ни Фримена, - я не хочу, чтобы он застенчиво мялся на заднем плане, заикался, размахивал руками и валился в показательные обмороки) Это провал, бросающий черную тень на всю трилогию о "Хоббите": единственной причиной вообще смотреть на Фримена считаю снисходительность и понимание, но если говорить серьезно, то это несерьезно)
-- и, наконец, то худшее, в адрес которого я не могу быть снисходительной. Поклонники! я настоятельно не рекомендую заходить под кат, и это не рекламный трюк для того, чтобы его открыло как можно больше людей) Увы!Есть плохие актерские работы, которые можно стерпеть и которые не так уж раздражают: в нашем случае это Бильбо-Фримен. Есть актерские работы, которые хочется переждать, поглядывая в сторону, как я и стала делать под конец, - в нашем случае это Ричард Эрмитейдж и Торин. Как зритель и как критик я совершенно ничего ему не должна и не вижу никаких причин смягчить разнос. Меня сложно соблазнить сексуальными глазами и красивым длинным носом, если за ширмой этой пусто, - более того, я не люблю, когда мне предлагают "сексуальные глаза" в первую очередь, под легким соусом нагловатого нарциссизма) Упиваться собой может позволить себе Ли, хотя он не позволит: в случае Ричарда я, к сожалению, не вижу повода обосновать то наглое самодовольство, которым Торин начинается и исчерпывается. Играть еще не означает сверкать глазами или делать напряженное лицо: за этой внешней мимикой я не прочувствовала внутреннего содержания, - даже Фримен хоть и жалок, но по-своему душевен и может пробудить сочувствие, но у Торина за красивым лицом - лишь пустота. Тем очевиднее, как примитивен этот образ, и по сценарию, и по игре: обозленный самодовольный гном может быть отрицательным героем, но уж никак не героем в собственном смысле, - здесь ничего нет, здесь пусто, и поэтому я не могу ни понять, ни оценить этот образ по достоинству, кроме признания красот и глаз, и носа. Торин произвел на меня определенно отталкивающее впечатление - жаль, что придется терпеть его еще два фильма)
Подводя итоги: в фильме хорошо все, что осталось от Толкиена, плюс МакКеллен-Гэндальф и "титаны", - все остальное плохо в различных степенях, но о просмотре не жалею и рекомендую)