Wilson / Вильсон (1944). Продолжительность фильма 1944 года выпуска в два часа тридцать минут уже диагностирует готовый труп - но два часа тридцать минут в Техниколоре, право же, скорее, катастрофа, чем декларированное развлечение) Эпическое полотно посвящено довольно долгой - два часа тридцать минут! - политической карьере Вудро Вильсона, президента США: при всей моей любви к интригам и делам державы, фильм сохранял пусть слабую, но марку лишь тогда, когда речь в нем велась о внутренней политике, - едва дело зашло о Первой мировой и Лиге наций, как несусветная идейная ересь, которую мы и сегодня слышим все в той же форме и от тех же лиц, отправилась на нас рекой, и крохи интереса к киноленте были утрачены в навязчивом желании всенепременно высказать наш грозный ответ Вудро) За исключением слезливо-мелодраматичных штампов об Америке как хранительнице мира во всем мире, необходимости тотальной дружбы всех видов и подвидов, родов и жанров человечества, и т.д, и т.п., фильм держит марку по довольно сложному сценарию, для написания которого необходимо было провести добротные раскопки в исторических анналах, - зато снят он не только "уныло и протяжно" (тм), но и на удивление статично: общие планы изредка напоминают немой кинематограф, а одна и та же сцена снимается одним и тем же ракурсом в течение n+1 минут. Фильм отвратительно огранизован: создается впечатление, что 2-3 ключевых момента растиражированы по своей форме с вариативным содержанием в течение восьми лет Вудро на посту, - отдельные персонажи приходят и уходят, функции других мне не вполне ясны, а третьи исполнены весьма сомнительными актерами, хотя, скорее уж, актрисами в виде президентского потомства) В целом, вещь закономерно провальная, хотя потенциал у нее был неплох (см. сценарий и лучшую половину исполнителей) - убрав злосчастный Техниколор, выгнав режиссера и сократив фильм вполовину, мы получили бы вполне занятную околоисторическую вещь о симпатичном, хоть и вражьем президенте США)
***
Состав актеров в виде Александра Нокса (Вудро), Томаса Митчелла (его помощник), сэра Седрика (сенатор Лодж) и Винсента Прайса (Мак-Эду) не мог быть плох по самому определению - все так же, как был обречен проект, пожалуй, превзошедший по унылости и хорошо известный нам
Juarez) ...Мое мнение насчет нового для меня Нокса пока что не сложилось ни в том ни в противоположном направлении: он, разумеется, хорош - но он статичен, и в том случае, если ужаснейше статичен искомый фильм, эти два фактора могут влиять на результат. На мой пока что субъективный вкус, Нокс несколько вторит ошибке Муни из вышеупомянутого фильма: имитация исторической личности еще не означает, что буквальное перенесение ее на экран тотчас же гарантирует успех, - экранный президент или же вождь всемирных революций должен существовать по собственным законам, и довольно сложно удержать внимание бедного зрителя в течение - двух часов и тридцати минут! - на суховатом, педантичном и строгом бывшем педагоге) Работа Нокса сильная и качественная - в своих лучших эпизодах, будь то прощание с женой, выволочка немецкого посла или финальная речь, после которой с бедным президентом случился грустный момент из медицины, Нокс действительно силен, харизматичен и способен взволновать светлые чувства: в целом же, мистер президент предстает передо мною несколько специфической фигурой - праведной, приятной, но не настолько мифопоэтичной, как хотелось бы. Пойди создатели недошедевра путем "Линкольна в Иллинойсе" и покажи, скорее, частную жизнь президента, все было бы отлично, однако в политических моментах нужны страсть, напор, Шекспир, и этим Нокс не обладает - его Вильсон честен и хорош, но сложно было бы назвать его эффектным, зрелищным. Если считать последнее за недостаток, пусть он таковым и будет)
Сэр Седрик в роли негодяйского сенатора, упрямо подорвавшего собой рождение искомой Лиги, - персонаж весьма эпизодичный: как и другие, он является и пропадает, и вновь является в моментах, которые, должно быть, ближе сердцу американской аудитории) Впрочем, обсуждать его игру - все равно, что говорить банальности об Этвилле в тех случаях, когда ему отходит второй план: конечно же, сэр Седрик - очень сенаторский сенатор и мощью актерского духа вместе с силой перевоплощения дарит нам щедрые восторги) Ужасно жаль, что г-н Уильям Гиббс Мак-Эду всецело оказался на задворках: из Винсента всенепременно вышел бы отличный министр финансов - с его южным акцентом, обаянием, ехидностью, а также фраком и роскошной напомаженной прической) В тех малых эпизодах, когда Уильям дрался за победу Вудро и немного кушал, я вздыхала с умилением: преступным было выбросить за борт женитьбу на президентской дочке и какие-нибудь посиделки, которых, кажется, так много, что нашлось бы место и для притягательного воротилы) Сложно рекомендовать поклонникам промучиться - то самое количество времени - ради нескольких коротких сцен, но о кинематографическом свидании с Мак-Эду я не жалею - жалею лишь о его скромности) ***
Мой вердикт. Если вы не поклонник Нокса и не безумный коллекционер всего с Винсентом Прайсом, фильм можно пропустить)
Альбом