Последний поезд из Мадрида (1937). Ощутимо посредственный и скучный киноопус, отражающий остросюжетную бульварщину на темы Испании и гражданской войны. Причудливый сюжет, массовый падеж персонажей, провальный кастинг и невразумительная режиссура, в целом, передают все то, что можно ждать от фильма, - то есть, немного: ни истории разных людей, связанные необходимостью попасть на последний поезд перед подрывом рельсов, ни напряженный, посвященный этому финал, увы, не компенсируют наличие сомнительных актеров, вряд ли претендующих на лавры Новарро или Ромеро, а также необъяснимо эпизодическое присутствие Дороти Ламур, не претендующей ни на что в принципе, - даже девица, сыгравшая преступницу в бездарно-легендарном
The Wrong Road, не добавит новых слов в проваленную песню. Сложно поэтому обосновать хотя бы малые причины тратить время на этот киноопус)
***
...но причины есть! xD
Полковник Виго и три предателя.Нет выше наслаждения в кинофильмах, посвященных армии, чем видеть Лайонела Этвилла в офицерской роли: рожденный править и командовать, он смотрится не только органично, но и всенепременно возбуждает мечты о службе под его началом - вероятно, не только среди юношей, но и в стройных рядах дев) Его полковник Виго, - не только бравый офицер, подобный Фенвику, но и любимейший типаж после маньяков-и-ученых: непредсказуемый полузлодей, который хоть и не наделал дел помимо зова долга, но все же остается грозным противником до самых последних минут, когда его решение должно стать судьбоносным для прочих персонажей. Логически необъяснимые перипетии странного сюжета, ввиду которых офицер все время попадает в ситуации, легко решаемые путем гипотетической сценарной правки и добавления в канву огня, меча и прочих средств естественного подавления, казалось бы, должны сказаться негативно на искомом образе, однако Этвилл - та персона, которая бы с легкостью смогла обосновать в игре и телефонную книгу, случись кому-нибудь задумать ее снять) Ни бедность, ни убогость постановки ничуть не умаляют красоты образа Виго, который из опасно непоследовательного типа превращается не только в разумного, заботливого офицера, но и в человека моральных принципов (!), способного во имя высших смыслов попрать патриотизм и безупречное служение Испании. Прежде, чем осветить столь выдающуюся личность, распишем наш восторг насчет неимоверной красоты лазурных очей Этвилла с их черными зрачками-бусинами: один подобный взгляд должен мгновенно пристыдить мятущихся и раздавить врага в количестве, достойном безоговорочной победы, - уж не говоря о сердце девушек, которое должно разбиться ровным счетом пополам Стальная воля, статная фигура и шевелюра, как мы знаем, медного оттенка творят влекущий образ - а первоклассная игра снабжает крайне редкие моменты тем напряжением, которое в иных фильмовых сценах практически отсутствует. Есть повод и сочувствовать бедняге офицеру: в подчиненные ему достались исключительные бездари, предатели или же трусы - личный состав стремится дезертировать любой ценой и при любой возможности, а те, кто не стремится, так криворуки, что не могут никого поймать. Дезертиры-трусы, в свою очередь, не просто покидают армию, а донимают строгого полковника слезами, нежеланием почетно помереть за родину и прочими капризами. С неотвратимым приближением часа отправки поезда, весьма возможно, стоившего не одного седого волоса в резерве офицера, дезертир-не-трус, решивший избавлять товарища любой ценой, коварно проникает к истерзанному (см. выше) Виго и совершает попытку покушения на добросовестное выполнение долга, вынудив под дулом пистолета пустить состав и дать злодеям скрыться. Лучший в фильме эпизод настолько напряжен, а игра милого Лайонела так туманна и коварна, что зритель в моем лице безумно беспокоился о том, чтобы бедняга Виго не окончил дни свои аналогично High Command: мне все казалось, что полковник вот-вот ценою своей жизни остановит поезд, забитый дезертирами по самый тамбур, или что проклятый беженец пристрелит ненавистного экс-командира, однако, к счастью, все закончилось благополучно) Итак, имеем еще один прекрасный эпизод блистательной кинокарьеры Этвилла - и роскошного испанского полковника, служить с которым многие бы посчитали за большую честь) ***
Мой вердикт. Смотреть исключительно ради Лайонела и его прекрасной роли)
Альбом