Under Cover of Night / Под покровом ночи (1937). Исключительно бессмысленный детектив, которому судилось стать чем-то в духе второй части
Wax Museum, если бы его не сняли как заурядное расследование и псевдо-триллер: впрочем, даже режиссерские потуги не смогли бы компенсировать его тотальную абсурдность - фильм выдается и в среде наивного кино былых времен) Итак, представим себе достойнейший зачин: старый и дряхлый ректор колледжа готов назвать себе замену - на место претендует несколько преподавателей, в том числе и Марвин Гризуолд. Великий астроном, как оказалось, сумел устроить не только лишь завидную карьеру, но и личную жизнь, пристроив прямо в доме свою любовницу-студентку: впрочем, как оказалось, великие открытия суть происки немолодой, непривлекательной супруги, чьи заслуги он присваивал на протяжении премногих лет. Как видим, пальцы Марвина находятся в обоих пирогах - однако бедная супруга, не выдержав присутствия стервозной "ассистентки", угрожает отобрать свои открытия. Марвин, разумеется, готов решить проблему самым простым, доступным способом, а именно: двойным убийством супруги и ее собачки. На этом несколько неординарный астроном, конечно же, не остановится: пропала запись об открытии, осуществленном изничтоженной супругой, - в поисках блокнота Марвин не побрезгует громадной чередой убийств коллег, невинных женщин, даже стариков, что подтверждает его верность карьере и астрономической науке) Решение кровавых ребусов, оставленных безумным астрономом, приходит к главгерою-детективу в турецкой бане (!), где он парится с туповатым сержантом (см. боксер из
Market Street) и с главным подозреваемым в убийствах (!!). Астроном, тем временем, решил убить еще одну девицу, но бравый сыщик, наконец, взял след, и гадкий Марвин погиб глупейшей смертью - свалился на газон, как и собачка, чем был увязан с ее трагичною судьбой) Если прочтя все эти описания, вы все же возымеете желание смотреть недошедевр, то я смогу лишь посочувствовать xD
***
В начальных титрах к фильму первым - и главным - исполнителем назначен Эдмунд Лёв: есть, впрочем, в этом выбросе кинопродукции та самая жемчужина, ради которой нам пришлось ее терпеть, и, разумеется, в сравнении с которой зритель в моем лице был озабочен двумя вопросами первостепенной важности - "кто Эдмунд Лёв?", "кому он нужен?" )
В поисках открытия.Итак, представим себе фильм с сюжетом, раскрытым нами выше: конечно же, никто помимо Этвилла не смог бы адекватно (?..) обосновать необходимость убить n человек, творя одно насилие над логикой вслед за другим: впрочем, и Лайонел вряд ли нашел бы мотивацию, отличную от умопомешательства маньяка-астронома) Совсем иначе дело обстоит с текущим исполнителем г-на Гризуолда - Генри Дэниеллом: что изумительно, его ученый - ни в коем случае не маньяк и даже близко не подходит под столь нелестное определение, прописанное в самом сценарии, который, очевидно, был умозрительно разорван на куски) Мне сложно сосчитать, сколько платили Дэниеллу за эти съемки, - и трудно предположить, что именно несчастный делает среди подобного безумия, - однако тонкий, словно лезвие ножа, употребленного для взлома, подход к полубезумной роли не может не представить нашего любимца в свете не только необычном, но и выгодном, о чем мы и расскажем. Искомый Марвин - не жертва полного затмения рассудка: он - до странности расчетливый и в то же время отчаянный типаж, из тех, о чьих деяниях могли сказать затертой фразой "хладнокровное убийство", - однако же, при всей железной крепости нервной системы и способности мгновенно заплетать интриги, это инфантильно честолюбивый, весьма ранимый и безумно преданный своей любимой человек, который ради женщин и карьеры способен на неоспоримо многое) Вне всяческих сомнений, лучшая часть фильма относится к моментам психологии, которые и занимают Дэниелла гораздо больше череды убийств, и получаются так филигранно, что и бессмысленный сценарий, и едва живая режиссура не смогли - прошу прощения - убить их прелесть: драматичный треугольник "Марвин - жена - любовница" достоин похвалы тем неподдельным психологизмом, когда амбиции супруга и нежелание расстаться с юной девой мало-помалу толкают астронома на убийство, пускай и косвенное. Зритель в моем лице ни на мгновение не усомнился, что страсть способна перевесить и "астрономическое" честолюбие: как нежен он с девицей! как страстно обнимает ее тело, как залихватски он ее целует! сколько любви и нежности, волнений и тревог проследовало перед нами, отражаясь в крупных очах Дэниелла, в его движениях, таких же вкрадчивых и мягких, словно у кошки, в его чувственной натуре! Поразительна и выдержка студентки, тут же обратившейся сообщницей: как видим, чувство было обоюдным и так и не разбилось о гипотетическую сцену раскаяния и предательства) Как можно не мечтать о более моральном, но и не менее завидном педагоге и ученом?) Однако же вернемся к превратностям сюжета: по ходу действия злодейский Марвин проявил себя отъявленно воспитанным преступником, чье поведение, манеры и особый, резковато-саркастичный тон не допустили подозрений в его адрес. Он одинаково прекрасен и в "опасных" сценах, нервничая с неоспоримым очарованием, и в лицемерном, но спасительном вранье, - сложно представить, чтобы человек с таким лицом казался воплощением наивности, но Дэниеллу это удается, и блестяще, - и лживыми страданиями ввиду утраты "дорогой" супруги, и вымышленной головной болью, и даже мелочами вроде надевания перчаток и расстегивания пуговиц. При этом Марвин все же не производит впечатление махрового убийцы со стальными нервами: он рассудочен, но не так уж равнодушен, и даже вопреки злодействам может вызвать необъяснимое и острое сочувствие, желание утешить и оберегать. Показательная сцена случается как раз перед попыткой удушения дурной блондинки, когда Марвин, расположившись рядом с ней, должен пугать ее пристальным взглядом и, очевидно, перекошенным лицом: вместо подобных "спецэффектов" имеем трепетного, утонченного паука, поймавшего своею сетью насекомое и ждущего в сторонке, пока жертва не перестанет вырываться из его липких пут) Подобно кошке, Марвин крадется незаметно, а не бросается на обреченного, словно известный нам полковник с духовым ружьем: коварный и опасный, но в то же время ненавязчивый преступник, - таким был мистер Гризуолд, который, совершая злодеяния, жил весьма разнообразной эмоциональной жизнью, напрочь затмив собой весь фильм, что, впрочем, было и не так уж сложно. Напоследок я замечу удивительное свойство Дэниелла и его внешности: если в Camille мы наблюдали мягкую, броскую красоту, то в "Ночи" он мужественен и крепок, тем самым заставляя вспомнить идеалы Голливуда. Пусть в плане логики образ и не отличен такой уж безупречностью, но логика бессильна, когда на сцену выдвигается любовь ***
Мой вердикт. Терпеть безумие лишь ради Дэниелла и возможности им насладиться в довольно сложной и не совсем обычной роли)
Альбом