Madame X / Мадам Икс (1937). Тот, пожалуй, редкий случай, когда я готова сделать исключение из правила, гласящего, что тема фильма не должна быть вмешана в его оценку - перефразируя классика, бывают фильмы хорошо снятые и плохо, и гораздо легче снять хороший фильм о плохом, чем хороший ни о чем) Малобюджетный и посредственный в художественном плане, вплоть до присущего, скорее, новому кинематографу грубого, несколько вульгарного реализма, фильм, тем не менее, силен психологически, причем настолько, что вторую его часть было бы сложно смотреть без смеси слез и ужаса: казалось бы, что может быть привычней и шаблонней еще в викторианскую эпоху закрепленной истории падшей женщины - но Глэдис Джордж, исполнившая главную роль, вопреки претензиям к некоторым ее сценам, явно переигранным, с точки зрения "реалистичного" кинематографа справилась с задачей прекрасно, да и события ее плачевной жизни, их подача вызывают острое сочувствие. Супруга, изгнанная типажом Каренина ввиду супружеской измены, лишенная права видеть сына, павшая на самое дно, убившая шантажиста (того самого), получившая в адвокаты собственного сына, промолчавшая о себе и умершая с горя, - такой предстала перед нами героиня, напоминая о
Confession и синонимичных драмах. Если бы не горькая бездарность Джона Била, своей унылой патетичностью испортившего судилище (тм), финал был бы во многом безупречен: впрочем, и без этого фильм определенно качественен в плане содержания.
***
Не Алексеем Санычем одним жив "вечный образ" благостного мужа, наделенного высокой должностью в державе и отказывающего в совместном проживании супруге, имеющей с ним общего ребенка, на правах ее измены и желания хранить приличия)
...Бернар Флёрио - Уоррен Уильям - разумеется, и не "машина", как любят величать самый известный "прототип", и, тем более, не бездумно-жестокий ревнивец-муж, которому хватает одного вечернего опоздания супруги, чтобы лишить ее всего, включая сына: это измученный и не вполне здоровый немолодой мужчина, занимающий в правительстве той или иной важности пост, - не спав и десяти часов за целую неделю, бессмысленно трудясь на ниве общего благополучия, измотанный, растрепанный Уильям, курсирующий между кабинетом и спальней сына, чье здоровье подвергается опасности, встречает разряженную в меха неверную супругу, чудом сбежавшую от очень неудачно и в тот же вечер застреленного любовника, и от бессилия, то ли физического, то ли морального, решает, что их браку пришел конец. Мотивы сохранения как репутации, так и сыновьих чувств, замешанные на вполне очевидном осознании жестокости поступка и чувстве вины, - та мотивация, которую привносит в образ милый, мягкий Уильям, с большим трудом способный на злодейство: впрочем, вышеназванные основания побуждают его довольно строго придерживаться "вердикта", пока Реджинальд Оуэн в форме советчика и друга не заставляет месье Флёрио взглянуть на вещи по-иному - однако бывшая супруга уже пала на дно, где отыскать ее не представляется возможным и даже отдаленно вероятным. Итак, сын вырос, выучился на адвоката, готовится жениться - все прилично и пристойно: очаровательный Бернар, добавивший немало лет, в шикарном дорогом костюме и с более чем романтичной проседью, считает, что жизнь удалась, но первое же дело, за которое хватается сынок, - дело защиты "мадам Икс", она же - мать, она же - застрелившая того, о ком мы будем говорить немногим позже. Любящий отец, конечно же, будет присутствовать на заседании, порадовав гипотетически охочих до утонченной мужской красы, - но самое прекрасное начнется в тот момент, когда Бернар признает в полуживой алкоголичке и убийце свою бывшую жену) Вопреки тайному знанию, что все окончится более-менее благополучно и секрет "мадам" останется в веках, я вполне серьезно думала, что для Бернара все выльется либо в удар, либо в признание и неуместную истерику, - настолько страшно было наблюдать за ним в этот момент: актер многих талантов, Уильям восхитительно передает все то, что искушенный зритель помнит по Secret of Madame Blanche и персонажу Этвилла, - ужас, непонимание, неверие, но также и раскаяние, и обреченность. Что же: всесильный министр был достаточно наказан за свою пусть вынужденную, но черствость, получив метафорическую выволочку из уст потомка, ставшего на защиту "мадам Икс", - тайна осталась тайной, а зритель был восторжен) ...впрочем, министры - министрами, юристы - юристами, а основные восхищения все же отходят человеку по ту сторону закона: месье Лероку)
...Вновь исполняя обоворожительного шантажиста, Генри Дэниелл, снабженный очень маленькой для любящих сердец, но все же интересной ролью, делает все необходимое, чтобы женская половина зала горько вздохнула об ушедших временах пре-кода, когда "мадам Икс", по слухам википедии, была любовницей его злодея: появившись перед нами в образе броского красавца, инспектирующего постель паршивого отеля на предмет клопов и прочих "паразитов", Дэниелл сразу же подхватывает загнанную в безнадежный угол "мадам Икс", не только приглашая ее "выпить", но и милостиво - добрая душа! - предоставляя ей возможность заработать денег честным преступным трудом, при этом отличившись мягкой колкостью манер и обворожительными движениями кошки, после которых впору упрекать "мадам", какие именно соображения мешают ей тотчас же подвизаться при Лероке в статусе не только компаньонки, но и спутницы Пытливый ум, таланты комбинатора и склонность к высоким рискам побуждают месье продумать план, как шантажировать министра падшей экс-супругой: с каким энтузиазмом, с какой трепетной гордостью за себя, свою изобретательность, с каким желанием уважить эго негодяя и преступника Лерок поведает сообщникам о плане, зародившемся в его мозгу! При том, что позднее дознание опишет господина как really vicious, Лерок владеет весьма ранимой, чувственной натурой: вспомним - или же посмотрим, как болезненно он реагирует на попытку "мадам Икс" сравнять его с собой) До самого конца месье Лерок был образцом галантного коварства, изящного цинизма и обаяния, которое способно покоробить нравственные устои общества, - лишь под завязку авантюрной жизни он несколько распустил руки в отношении беснующейся "мадам", за что и схлопотал заряд из револьвера в спину) И вновь имеем негодяя, которого милейший Дэниелл сделал "изюминою" фильма, - как мило, что бывали в Голливуде столь ответственные перед аудиторией актеры) ***
Мой вердикт. Смотреть поклонникам суровой, неприкрытой драматичности, политиков Уоррена и шантажистов Дэниелла)
Альбомы: (1) (2)