Holiday / Праздник (1938). Пожалуй, начнем с общей идеи) У меня особенные вкусы; вкусы эти не совпадают с массовыми увлечениями с точностью до наоборот; при этом если я хочу критиковать возлюбленное массами - а делаю я это не всегда и преимущественно в тех случаях, когда необходимо стать на пути превратных представлений, - я стараюсь хоть как-нибудь обосновать все это с вычетом расхожих доводов "с усами мне не нравится" (тм). За сим позволю первой части отзыва быть моим маленьким признанием в глубоком отвращении к мисс Кэтрин Хепберн, почитаемой за лучшую актрису всех западных народов и времен)
...Я не такой уж ярый противник дам с тяжелыми характерами (см. мою любимицу Бетт Дэвис) и даже стервозных *то самое четырехбуквенное слово* при единственном условии: стерва должна быть сыграна и это должен быть экранный образ, а не образ жизни, мысли и характера актрисы, исполнившей подобный тип. Стервозность - равно как непробиваемую тупость а-ля известный нам актер-боксер - я отношу к вещам вульгарным, неэстетичным и не достойным восхищений в том случае, если все это представлено в реалистичной плоскости: вспомним известный нам пример о мистере Мердстоуне и избиении юного Дэвида - преодолев черту театра и замахнувшись на реально-жизненное, Бэзил несколько подпортил впечатление от эпизода тем, что все это выглядело слишком уж реалистично, брутально и не-театрально. Вернемся же к рассматриваемому случаю: моя глубокая личная несовместимость с особами такого типажа, какой являет нам мисс Хепберн, побуждает к замечанию, что актриса, будь она даже феминисткой во языцех, выбрасывая стражников в замковый ров или взбираясь на уличные баррикады Дублина, не обязательно должна выглядеть в роли как воплощенный прусский офицер, готовый сдать весь полк на гауптвахту, - более того, мне не понятно вплоть до изумления, в чем именно вдруг разглядели критики талант, достойный звания лучшей из лучших. Игра мисс Хепберн не только раздражающе вульгарна для тех, кто не приемлет наглость и стервозность, но и удивительно фальшива - здесь и Норма Ширер покажется умеренной эстеткой) Мне как зрителю не нужно, чтобы актриса быстро бегала, картинно улыбалась и произносила до 500 слов в минуту весьма негармоничным голосом, - мне нужно, чтобы образ был прочувствован внутренне, как играют Джордж и Дэниелл, или же сыгран театрально, как действуют сэр Седрик или Этвилл, однако я не вижу ни того и ни другого. Можно, конечно, утверждать, что это - отдельный неудачный эпизод, и если мое дальнейшее профессиональное знакомство с мисс Хепберн что-либо изменит - в чем я, впрочем, сомневаюсь, - я обязательно об этом напишу, однако же вынести Кэтрин в Holiday было сложней любой Жанетт, и подобное крайне негативное впечатление вряд ли можно оправдать стечением неблагоприятных факторов. Итак, мой новый личный враг среди актрис былого Голливуда сформирован) *
Теперь - о фильме. Мы немало убеждались в том, что Кьюкор умеет снимать фильмы ни о чем, и снимать качественно, - что мы сегодня и имеем) Фильм прекрасен, прежде всего, постановкой диалогов и самим подходом к стандартному и заурядному сценарию: пожалуй, удивительно, насколько он походит на современные "праздничные" мелодрамы и как отличен от типичного условно-сказочного действа, - впрочем, это же является причиной недостатков фильма. Приобретая неожиданную психологическую глубину, кинолента выбивается из ряда ей подобных и владеет необычной для комедий того времени тяжестью, а также некоторым саркастическим душком пре-кода, - поэтому считать ее удачной в плане романтичной комедийности я не могу. Однако же, тем интересней выглядит нетривиальный режиссерский подход: вместо шаблонов и стандартов мы имеем историю глуповатого и простоватого трудяги, подцепленного дочкою капиталиста, - он, впрочем, помышляет вовсе не о миллионах или работе в банке, а об отдыхе от беспрерывных трудовых забот и "празднике" (читай: "отпуске" ), который, разумеется, хотел бы провести с любимой. Любимая, хотя его и любит, но деньги любит больше; и она, и папочка настолько искренне, насколько это возможно в среде миллионеров, хотят пристроить пролетария на выгодную позицию и очень недоумевают, когда он отвергает их заманчивые предложения ради призрачной свободы. Трудягу исполняет Кэри Грант, к которому я более чем равнодушна, - Кэтрин Хэпберн, с ней мы разобрались выше, играет роль всенепременно понимающей душевные чаяния болвана сестрицы богатой дочери. Нежданно интересен, хоть и не блестящ, Лью Эйрес в роли братца обеих сестер: весьма разочаровавшись в нем после просмотра
Dr. Kildare, я открыла, что ему подходит роль бесполезного, разочарованного в жизни "золотого юноши", который курсирует по огромному дому с шампанским или же стаканом виски. Прекрасен - как и всегда - Эверетт Хортон в полукомедийной роли профессора Поттера, приятеля персонажа Кэри. Итак,
Holiday - тот фильм, который хочется смотреть не ради развлечений, а ради смысла, заключенного в жизненном выборе, прекрасно обыгранном если не актерами, то режиссурой.
***
И в сумасшедшем доме бывают здравомыслящие)
Кузен Крэм.Тот, кто ставит Генри Дэниелла ниже всей вышеописанной когорты плюс неких вряд ли интересных и нужных кому-либо актрис, - болван либо клинический, либо продажный, либо совмещающий одновременно оба свойства) Ситон Крэм, кузен сестриц и братцев - пожалуй, единственный разумный человек среди безумия семейки, то обнимающей жирафа на колесьях, то производящей сальто в вечерних платьях, то называющей его и верную супругу персонажами как бы не "Белоснежки": неудивительно, что Крэм и прочее семейство питают друг другу взаимную неприязнь, - впрочем, мои симпатии всецело на стороне кузена, а семейство прекрасно бы смотрелось в сумасшедшем доме) Все характерные реакции, которые взвешенное, пусть и язвительное поведение Ситона допускает в адрес не вполне вменяемой родни и хамских ее выпадов, вряд ли имеющих в основе хоть какую-нибудь почву, достойны лишь восторгов, но никак не осуждения: скептически-пресыщенные черты любимца, флегматичное презрение к вагонам крайней неадекватности, даже очаровательно вздернутая бровь, - все это заставляет сердце верных зрительниц биться тем чаще, чем больше мы узнаем кузена Крэма) Что радует всенепременно с оглядкой на наши вечные фантазии - удачная женитьба Ситона, когда он и супруга являют яркий образчик духовного родства в коварстве по образу семейки Адамс и метафорических сиамских близнецов: приятно знать, что и униженный родней полузлодей - чья, впрочем, принадлежность к негодяям объясняется крайне туманно и, в основном, презрением к дуэту Кэри-Кэтрин, что я считаю не только правильным, но и разумным - обрел личное счастье с женщиной, всецело разделяющей его мышление, характер и способности) Премного жаль, что рамки "праздника" - единственная скудная возможность пронаблюдать кузена: Дэниелл представил нам определенно интересный образ, а также красочный дуэт вместе с сообщницей-супругой)***
Мой вердикт. Достойный фильм в сюжетно-постановочном аспекте - и скромный, но занятный образ нашего любимца)
Альбом