The Sea Hawk / Морской ястреб (1940). Когда мы говорим о море и Майкле Кертисе, мы подразумеваем киношедевры калибра "Капитана Блада" - даже человек, не относящий себя к поклоннику морского флота, может вполне в него влюбиться по просмотру им отснятых киносаг: романтика и героизм представлены с лучших сторон, а как красиво сняты сами корабли - сплошная маринистская эстетика) Сложно хвалить прекрасный фильм, расписывая все его достоинства: Кертис - отличный режиссер, всецело подходящий для съемок первоклассных приключений, и вторая половина фильма заставила меня переживать за судьбы стран и их героев, не отрываясь от просмотра ни на минуту) Сюжет "Ястреба" касается великих подвигов пиратов, спонсируемых королевой Елизаветой I, и всего того, что этому сопутствует: интриг, оплетших как британский, так и испанский трон, морских баталий, человеческих страстей, etc. Особенно прекрасным с позиций киносъемок сказался тот отрывок действия, который посвящен бедам британских "ястребов" на панамских землях: если в первое время съемки не в черно-белом режиме, а, подобно немым фильмам, в сепии, сказались неожиданностью, то немногим позже помогли создать приближенный к триллерному эффект - шедевральны, иначе и не скажешь, эпизоды в джунглях, увенчанных палящим солнцем, вместе с игрой света и тени, равно как неоспоримо жуткий момент высадки сбежавших от испанцев флибустьеров на пустом пиратском судне, напоминающем "Летучего голландца". "Ястребу" способствуют не только сила режиссуры и внушительный бюджет, но и прекрасный кастинг за грустным исключением мисс Бренды Маршалл, сыгравшей объект любовного интереса капитана-и-пирата Джеффри Торпа: при миловидной внешности, актерские таланты у искомой начисто отсутствуют, и вряд ли мой вердикт покажется преувеличенным) Не стоит, думаю, и говорить о том, каким прекрасным нам представлен Эррол Флинн в пиратских сагах Кертиса: пожалуй, это квинтэссенция его особого таланта к воплощению героев - с таким отважным капитаном не грех заняться и незаконным промыслом, даже без одобрений королевы Елизаветы) Последняя, к слову, была исполнена Флорой Робсон, сыгравшей ту же роль в известном нам Fire over England (1937), несколько близком к "Ястребу" как по сюжету, так и по духу: если мисс Дэвис, будучи Елизаветой в паре с Эссексом-Флинном в недавно освещенном нами фильме 1939 г., играет грозную, но очень своенравную, ранимую и даже романтичную правительницу, Флора, сохраняя скверности характера, сурова безусловно - "железная леди" английского Ренессанса, способная командовать войсками не хуже генералитета, но при этом наделенная некоей притягательностью и обладающая весьма завидным чувством юмора) Будем же откровенны: в отмеченном войной с бомбежками 1940 г. фильм не могли не приукрасить военно-патриотическим подтекстом, маскируя люфтваффе под "армаду" и вручая королеве речь о бдительности, мужестве и беззаветной преданности родине, которую мисс Робсон исполнила блестяще, не уступив, пожалуй, и заокеанскому Линкольну-Мэсси. Вспомним, пожалуй, и о Рэймонде: весьма мучительным мне виделось его отсутствие в неповторимой и шикарной роли испанского правителя Филиппа, третирующего Британию своим гегемонизмом и, как известно, обладающим характером весьма угрюмым и суровым, - если учесть мою любовь к злодеям Мэсси, интровертивно-саркастичным, и представить, что внушительный портрет испанского самодержца не зря висел в елизаветинских покоях, можно начать неумолимый фэндомный обмен между так ненавидящими - и все же чем-то близкими - монархами xD Две наиболее понравившихся роли мы обсудим в традиционной рубрике)
***
Как бы ни разрывалось мое сердце, но прежде всех - Клод Рейнс) Ярмарка предателей.
***
Мой вердикт. Истинная классика приключенческого кино - и обильное количество первоклассных актеров: i.e. необходимо видеть)
Альбом