The Whole Truth / Вся правда (1958). Прекрасный детектив с почти нуарной сюрреалистичностью событий и остросюжетностью, которая до самого конца удерживает нас у экранов) Признаться, я не ожидала от ленты, снятой глубоко в гниющих 50-х, ничего особенного, но за постыдным исключением привычной для деградации кинематографа попсовости, неясной ценности навязчивых и долгих вставок на французском и отвратительной девицы Жанны-Марии Канале, напоминающей бывалую труженицу перекрестков, фильм был отсмотрен наряду с восторгами - что удивительно, не только лишь сюжетом, но и добротными, пугающими сценами, которым удавалось прорываться сквозь ровный съемочный уровень. События имеют следующую форму: продюсер, Стюарт Грейнджер, после визита загадочного информатора всецело убежден, что глубоко порочная звезда экрана, с которой он имел неуставные отношения, а после бросил, убита, - подозрение, конечно же, падет на его плечи, из-за чего недо-преступник отправляется сметать улики, что, однако, лишь помогает виртуозным планам настоящего убивца, который, впрочем, еще даже не убил, - одна лишь радость видеть изумление продюсера, когда, по возвращении на вечеринку, он обнаруживает "жертву" пьяной, но живой. Конечно же, впоследствии в убийстве будет обвинен продюсер, а преступник - бывший супруг девицы, спавшей направо и налево - будет наслаждаться местью и почившей женушке, и ее последнему любовнику. Не стоит сомневаться в том, что справедливость - по вине лишь скромной зажигалки - в конце концов восторжествует, однако же до самого финала судьба ни бедного продюсера, ни находящейся в опасности верной и любящей его жены, ни, впрочем, негодяя, исполнившего драматичный авто-побег от полицейских с печальным результатом, будет крайне неопределенной. Поклонники остросюжетных детективов - события случаются в течение одной лишь ночи, а происшествий, уж поверьте, предостаточно - должны быть рады этому фильму)
***
Доводилось ли вам когда-нибудь сочувствовать маньякам и убийцам, перешагнув через тоскливого героя?)
Коварный Карлисс.Можно ли поверить, что господин, нанесший дружеский визит продюсеру, - тот самый, облаченный в притягательный костюм, вооруженный зонтиком и милою улыбкой, может быть сотрудник Скотленд-ярда?) Конечно, нет - впрочем, профессия супруга чрезвычайно развратной кинодивы изумительна не менее: итак, издатель религиозной литературы (!), г-н Карлисс, задумывает план коварной мести и неверной женушке, и ее любовнику, что мы успели осветить чуть выше: план включает столь ловкие хитросплетения коварной мысли, что уследить за ними при просмотре было сложно, - однако образ, созданный Джорджем Сандерсом, велик не столько умственными извращениями сценаристов, сколько привычным извращением их общего итога) Представим себе пожилого джентльмена - безупречного, душевного и обаятельного, на первый взгляд вряд ли способного прихлопнуть насекомое: таким предстанет перед нами г-н Карлисс в неизмеримо сочном эпизоде отрицания как своего визита к г-ну продюсеру, так и какой-либо причастности к делу осуществленного убийства. Наслаждением сверх всякой меры будет наблюдать за насквозь лицемерными, но трогательно убедительными страданиями овдовевшего злодея, богатыми и симулированием упадка сил, головной боли, душевных потрясений непоправимой глубины, и - вспомним, сколь печальным и надрывно страждущим может быть Джордж - большими, грустными глазами, которыми г-н Карлисс непонимающе обозревает и свою жертву, и полицию, пытаясь доказать правдивость своих слов. Впрочем, Джордж не был бы собой, не постарайся он ввернуть и в ложь иронию блистательных пропорций, то и дело поглядывая в сторону с очаровательным темным триумфом) Бесстыдное позерство г-на Карлисса замечательно еще и тем, что общая сюрреалистичность событий в духе Gaslight не позволяет сразу же сказать, убивец главгерой или же нет, тем самым отводя внимательные взгляды от издательской персоны) Тем больше закрутив гайки коварства, г-н Карлисс не отступает от дальнейших планов сладкой мести: как мы, должно быть, помним, Джордж предпочитает обосновывать иррациональные преступления знакомым способом - безумием, а в этом случае к подобному поступку благоволит и сам сценарий. Главный злодей не только помешан на идее мести, но и чрезмерно хладнокровен и рассудочен, что выдает в нем человека с искривленным восприятием действительности, - но как прекрасны разговор в ночном кафе, когда г-н Карлисс доводит до сведения продюсера, что тот у него спляшет, а после, крупные и эстетические планы глаз негодяя, подернутых нежным безумием, будто в "Лауре": хотя по личностному типу г-н Карлисс вряд ли походит на Лайдекера, но обладает схожей мотивацией и вряд ли менее пытливым, хоть и обращенным ко злу умом) В финальной части фильма г-н Карлисс имеет шанс еще раз проявить и выдержку, и тонкое коварство, и непреодолимое желание кровавой мести, поймав в искусную ловушку супругу главгероя: впрочем, если сюрреалистическая неопределенность первой части фильма приятно щекотала нервы, то финал и для таких, как я, профанных потребителей, вышел уж слишком предсказуемым - не составляет лишнего труда, к примеру, осознать, что негодяй успел сменить предупредительную записку, а уж завершающий рейд смерти (тм) на краденом полицейском автомобиле декоративен и, пожалуй, извиняет нежелание маниакальной особи поддаться общему для них закону, осуществив самоубийство, благо для этого был подготовлен дом на утесе и опасный общий план) Увы - или, быть может, к счастью - г-н Карлисс по своей сути не выдающаяся личность и не совсем уж романтический, за исключением самого Джорджа, антагонист, все же владеющий типичным для простого человека инстинктом самосохранения, который и срабатывает после краха его планов в виде спасения жены продюсера продюсером: вместо того, чтобы в последний раз швырнуть врагу перчатку цинизма и высокомерия, убивец выбирает побег на угнанном самим продюсером авто, сбив по пути стража порядка, но став жертвой скверных навыков вождения и оказавшись на обочине. Впрочем, и этого вдруг оказалось мало для падких на кровь и зрелища негодных сценаристов, отправивших г-на Карлисса на тот свет с помощью пули)
...и все же не могу не изложить чистосердечное признание в том, что симпатии мои, довольно рано покинув персонажа Грейнджера - к которому я равнодушна, - остались до конца с маньяком и чудовищем) Как можно наблюдать финал "Лауры", не проливая слез над муками Лайдекера, который, и любя несчастную мисс Хант, и остро ей сочувствуя, не может справиться с безумным желанием или владеть ей, или же добиться того, чтобы возлюбленная не досталась никому? Бессилие перед лицом неумолимых обстоятельств, к которым причисляется безумие, и непременная душевная трагедия делают самых ужасных персонажей Джорджа, которых уж не оправдать ничем, живыми, глубоко несчастными людьми, игрушками в руках безжалостного провидения, заложниками страсти: отнюдь не каждый персонаж в этой печальной категории достоин непременного сочувствия, но мне, как давнему и преданному адвокату, было мучительно следить за тем, как ошибается, творит злодейства и идет на дно безумия г-н Карлисс: какая дура, хочется спросить, оставила такого преданного мужчину при условии, что беды с психикой могли начаться уже после чудовищно неверного супружеского поведения?) Право же, дамские вкусы Голливуда страждут чудовищной вульгарностью: распутная девица изменяет персонажу Джорджа направо и налево, а вульгарно верная тоскливому продюсеру супруга не думает и на минуту озаботиться возможным изложением душевных бед, снискавших г-на Карлисса. Тем пуще хочется иного, более достойного злодейского финала для жертвы зрительских симпатий и творческих фантазий Джорджа: его экранный образ выходит не совсем пригодным кандидатом на роль типичного садиста) Итак, пресыщенный, высокомерный прищур, подслащенный возрастом, шикарный галстук и костюм, и целый шквал событий, в которые оказывается замешан сей недостойный персонаж, невольно вызывающий сочувствие, оставят удовлетворенным и поклонника злодеев в детективах, и, конечно же, преданных зрителей, охочих до злодеев Джорджа, неизменно выходящих если не моральней, то намного человечней героев, заданных сценарием) ***
Мой вердикт. По большей части, отменный, даже зрелищный детектив - и несколько типичная для фильмографии 50-х, но безусловно интересная и притягательная роль Джорджа)
Альбом