Gaslight / Газовый свет (1944). Несмотря на популярность, даже культовость этого классического "нуара", оценка фильма представляет некоторую сложность) Считая себя критичным - и не заангажированным популярными концепциями - критиком, я бы определила "Газовый свет" как фильм, лишь приближающийся к триллеру: известный нам Дж. Кьюкор отличен тем, что наделен талантом снимать блестящее, бессодержательное, формально-эстетическое кино, - фильм, таким образом, едва ли не приближен к лаврам картин А. Левина, с их глубочайшей романтической эстетикой, когда расположение предметов в кадре и костюмы несут не меньшую художественно-смысловую нагрузку, чем игра актеров и сюжет. Действительно, Gaslight - очень английское и крайне лестное поклонникам "темного", полуготического эстетизма кино: костюмы главгероя - точнее, главзлодея - Шарля Буайе вполне могли бы перекочевать в любую экранизацию Уайльда, равно как и платья его партнерши, Ингрид Бергман. Интерьеры, мелкие вещицы, безделушки - все это пропитано известным духом сумрачной, туманной викторианской Англии и польстит любому ее верному поклоннику: однако, возвращаясь к основному назначению картины, снятой по мотивам популярной пьесы Angel Street, я вынужденно признаю, что Gaslight - скорее попытка создать триллер, чем триллер в его собственном значении, равно как The Philadelphia Story - скорее уж, набор актеров, усиленно творящих видимость комедии. У настоящего автора триллеров должен быть более "тяжелый" подход к материалу: Кьюкор, широко известный своими декоративными мелодрамами (вспомним Camille), подобно Готорну в "Доме с фронтонами" определяет элементы триллера в качестве пусть и сквозного, но фона для мелодраматической, или же, если хотите, драматической, истории юной и трепетной девицы, доведенной до умопомешательства убивцем-и-супругом. Трудно было бы сравнить местами чудовищную атмосферу левинского "Портрета" и Gaslight: второй, не только упираясь в романтическую презентацию сюжета, еще и несколько растянут вопреки необходимому поддержанию "триллерного" впечатления - впрочем, это не отнимает у картины психологический саспенс, делая ее и необычной, и безусловно качественной с точки зрения киноискусства. В немалой мере этому способствует прекрасная игра мисс Бергман: глядя на нее, невольно вспоминаешь неуверенную, уязвимую, легко внушаемую миссис де Винтер в исполнении Джоан Фонтейн, лишь с добавлением более суровой континентальной экспрессии и "жизненности". К несчастью, звезда первейших рангов Голливуда, Буайе, вряд ли сравнится с иными исполнителями, Винсентом Прайсом и Генри Дэниеллом, в общей для них роли злодейского, изобретательного музыканта и супруга невинной жертвы, некогда убившего ради драгоценностей ее тетушку, а ныне - доводящего ее до сумасшествия разнообразными низкими трюками вроде пропажи вещей и картин, необъяснимых звуков и не вполне намеренного, но эффектного подкручивания газового освещения в доме, что отнимает у героини Ингрид чувство связи с реальностью. Выгодно отличаясь от американских пошловатых мега-звезд своей почти дворянской сдержанностью, низким, поэтичным голосом, черными очами и приятно упитанной фигурой, на которой прелестно смотрится отборный гардероб, Шарль, тем не менее, и в 44-м году никак не может отказаться от приемов немого кино, где он, должно быть, исполнял героев-и-любовников, а также от статичности, и вряд ли удивит нас буйством психологических оттенков: тем не менее, хотя месье Буайе и не представит нам пример высокого актерства, он приятен и обладает лишь ему присущим стилем, чего, возможно, будет и достаточно для зрительниц) Не может похвалиться художественными достижениями и главный положительный герой (тм) - приятель детства героини Ингрид, ныне сыщик Скотленд-ярда, Джозеф Коттен, - зато как же прекрасна Анжела Лэнсбери в роли порочной горничной: и глуповатая, и нагловатая, и склонная к падению девица разве что не успевает заиметь бурный роман с владельцем дома, однако же доставит немало душевных бед несчастной и угнетенной Ингрид) Наконец, известная нам по сюрреалистически-кошмарному The Thirteenth Chair Мэй Уитти, ветеран британской сцены, играет облагороженный аналог comic relief в виде весьма хичкоковской навязчивой пожилой дамы, вечно сующей нос в злодейский дом, как в переносном, так и в буквальном смысле) Уже один состав актеров может говорить об уровне снятого Кьюкором классического и викторианского "нуарного" кино)
***
Мой вердикт. Прекрасный фильм с любой из освещенных нами сторон - и обязателен к просмотру)
Gaslight (1944)
zis-is-kaos
| пятница, 31 мая 2013