Как ни странно, моя нынешняя рецензия будет посвящена не фильму 80-летней давности и не документальному эпосу об ирландской революции) В далекие, почти доисторические дни, когда трава была чуть зеленее, а солнце ярче, как утверждает Гилмор, я пристрастилась к группе, которая - пожалуй, за вычетом
Pink Floyd - сыграла ключевую роль в творческой, и немаловажную в моей реальной, жизни. Ныне же, в 2012-м году, после восьми лет радиомолчания с момента выхода в 2005-м
Rapture of the Deep, мы имеем честь прослушать их новый альбом,
Now What!? (2013). Боюсь, что увлеченность старым добрым роком находится не в подходящем состоянии для моих вдумчивых рецензий, однако взгляд некогда ярого поклонника, надеюсь, будет интересен с позиций если не чистой критики, то чистых и высоких чувств)
...прежде, чем оценить новый альбом ДП, оговорим те предпосылки, на которых будет строиться отчет. Безжалостный объективизм, увы, еще со времени прослушивания синглов,
Hell to Pay и
All the Time in the World, все побуждал меня к печальной мысли о том, что всех нас ожидает проходной альбом: годы и годы, проведенные в рок-музыке, даруют право автоматических оценок, в некоторой степени взрастив способность оценить альбом лишь по названиям вмещенных в него треков.
Now What, как ни прискорбно, оправдал отсутствие больших надежд: здесь нет ни симфонически-вагнеровской, монументальной композиции
Rapture of the Deep, ни добротного "тяжелого" подхода альбома 2005 г., ни четкой ориентации на множество "хитов", как на
Bananas (2003), - можно назвать
Now What продуктом творческого отдыха в хорошем смысле фразы, сравнивая с вещью, на порядок лучшей, но все же несколько сводимой к сольным работам Гиллана по образцу недавнего
One Eye to Morocco. Звук на альбоме облегчен и может показаться слишком уж простым для лучших образцов отмеченного выше симфонизма группы - добавить к этому не столь приятное, но явственное ощущение того, что многое на нем мы уже слышали, будь то почти сквозные мотивы
ELP, излившиеся едва ли не в центральный рифф из
Tarkus, знакомая гармония "номерных" пластинок
Led Zeppelin, отзвуки "нежного звука грома" в виде гилморовского
Pink Floyd формата
Division Bell или пугающий своей похожестью мотив из культовой
Riders on the Storm. Вполне может смутить и, вероятно, неудачное начало альбома - но вторая часть, вторая его часть!.. Слезы восторга, смешанного с восхищением, восстание из пепла самой милой и дорогой сердцу эпохи музыкальной индустрии, - альбом действительно напоминает среднее арифметическое между
The House of Blue Light, Who Do We Think We Are и, малой частью,
Come Taste the Band, являя собой пластинку, которую не зря предполагали возвращением ДП к звучанию 70-х, что мы раскроем ниже, трек за треком. Итак, если вы верный поклонник группы, не боитесь облегченного звучания и любите классический период в их развитии, тогда
Now What должен раскрыться перед вами как легкое, немного утонченное, заметно сконцентрированное вокруг знакомого нам по 70-80-м пафосно-стадионного звучания клавишных и в то же время просвещенно-ироничное по содержанию произведение: в нем есть песни, которые хочется слушать и слушать, песни, заставляющие едва не плакать, песни, изумляющие светлой и благородною гармонией, - не это ли успех?)
Композиции1. A Simple Song - зачин альбома словно бы навеян уничтожительной машиной со "спектральным факелом", сиречь, Таркусом, немногим позже влившись в гармонию, напоминающую незабвенные баллады легендарной группы архиврага и конкурента, Rainbow Ричи Блэкмора, - заметим наперед, что Стиви Морс, по большей части, перестал звучать, будто расстроенный "Курцвейль", не устыдившись побыть немного суррогатом грозного, готического Ричи, что соблазнило в его сторону и тех, кто, собственно, не принял Морса в качестве замены, также и меня) Мотивы ELP успешно изливаются в мелодику ДП второй половины 90-х - начала 2000-х (вспомним Bananas) - собственно, само название не без иронии раскроет нам все содержание альбома, наполненного, по существу, "простыми" песнями)
ELP - Tarkus
2. Weirdistan - вопреки причудливому имени, песня является несколько проходной и вновь сводимой к творчеству Ричи, если быть точнее, к его излюбленным "восточным" мотивам (вспомним для примера Gates of Babylon), однако вскоре начинает слегка напоминать идейного соперника, Led Zeppelin времен Kashmir. Текст композиции абстрактен, ничуть не намекая на воображаемые государства покроя Зенды)
Led Zeppelin - Kashmir
2. Out of Hand - представлена излюбленной гиллановской темой "мирового караула": апокалиптические картины с весьма удачной фразой everybody's different but they're all the same и обвинения в адрес и человечества, и мира, придают идейный вес альбому, а вступление, подобное Unwritten Law с альбома House of Blue Light, налаживает связь между Now What и достижениями на плодородной почве прошлого. Впрочем, сама мелодика напоминает мне, скорее, первые альбомы 90-х с рельефными риффами Ричи - хоть мне послышались мотивы и забавно-"домашней" Strangeways, и немного Before Time Began.
Deep Purple - Strangeways
3. Hell to Pay - один из синглов - подкупает все прежним "домашним" звучанием и труднообъяснимой, но все же примечательной для нас песенной лирикой со строками up the revolution, we're all prepared to die) Баллада о "бунтовщиках" 60-70-х в чем-то аналогична функции Call of the Wild на "Доме": клавишное соло создано определенно в стиле великого и, увы, нас покинувшего Лорда, напомнив мне концертные вариации Space Truckin' начала 70-х гг.
Deep Purple - Space Truckin' (Live '73)
4. Body Line - замечательная композиция, которую при первом же прослушивании хочется ставить на повтор) Любимая "порочная" тематика тем больше знаменует уход в эстетику 70-х и памятного Who Do We Think: искать аналоги прекрасному не хочется, но для проформы попробуем Mean Streak с альбома Perfect Strangers)
Deep Purple - Mean Streak
5. Above and Beyond - трудами Эйри вновь возвратит нас в в вотчину Эмерсона, Лейка и Пауэлла/Палмера. Вспомнив о Таркусе, мы сможем оценить и основной клавишный рифф, хотя ключи к самому треку стоит искать в экспериментах Led Zeppelin с несколько более "фольклорными" гармониями. Очаровательный припев и сильная - да простят меня - архитектоника все продолжают взлет альбома, начатый на Body Line.
Led Zeppelin - Over the Hills and Far Away (Live '75)
6. Blood from a Stone - определенно сродни You Keep On Moving вражьего состава Ковердейл-Хьюз: неясно, как допустил такое Гиллан, не желающий петь ни в какую даже Burn) "Тяжелая" альбомная вещь, впрочем, "легка" в сравнении с иными образцами, представленными в прошлом, - но разве можно не назвать блестящим, восхитительным и прочими эпитетами реминисценцию The Doors?) Вслушайтесь: ведь это Riders on the Storm - все прежнее небо, затянутое легкими, но угрожающими грозовыми тучами, и прежний "дрожащий" ритм дождя) Определенно одна из самых сильных композиций Now What - и поразительное сочетание мелодики известных нам вещей с гармонией ДП.
Deep Purple - You Keep On Moving
The Doors - Riders on the Storm
7. Uncommon Man - мотивы "Зенды" все же проникли в наш обзор) Однако - пусть же обвинят меня в неведении! - я никак не могу вспомнить, что за соло Блэкмора служило образцом для замечательного гитарного вступления к сей композиции, так что, пожалуй, обратимся к наследию Maybe Next Time xD Песня определенно возвращает нас к эмблематическому симфонизму группы, пропущенному сквозь симбиоз знакомого нам Таркуса и "стадионного" размаха Touch and Go: еще один альбомный "столп", отличный блестящим инструментальным исполнением, и композиция, которая, возможно, пришлась бы по душе Черному герцогу)
Rainbow - Vielleicht das nachste Mal
8. Apres vous - пугая нас началом сродни Fireball, песня вливается в типичную вещь марки Bananas или Rapture, вряд ли примечательную в целом для альбома, однако и наполненную отзвуками Battle Ranges On, в частности, "низким" басовым рисунком. Немного удивляет "французская" гармония клавишных Эйри в середине композиции - впрочем, наименование диктует содержание)
Deep Purple - Fireball
9. All the Time in the World - в альбомном варианте, увы, проигрывает синглу и его похвальной простоте, особенно, ненужными мотивами гитары и более невыразительным началом соло. Сама же композиция носит почетный статус центральной вещи Now What, подобно Blind Man Cries служа и главным балладным синглом. Что же: сравнивать мелодику и чувственный надрыв последней из баллад ДП, Clearly Quite Absurd, с неспешным, немного сандерсовским, грустным повествованием о времени, чья утрата не оплакана лирическим героем, но принимается им как философом, познавшим жизненную мудрость, пожалуй, и не стоит - однако песня в свое время довела меня до слез, по той причине, что понятна и близка мне от начала и до самого конца, а песенная лирика в ней несомненно прекрасна и сильна, особенно для тех, кто склонен жалеть об уходящем времени вслед за Гилланом и Прустом)
Deep Purple - All the Time in the World (Radio Edit)
10. Vincent Price - вещь, совершенно замечательная и для поклонников и для [несуществующих] противников очаровательно-кошачьей, культовой персоны в индустрии ужасов, которая столь широко представлена в моем (не)скромном блоге. Ничуть не проходная композиция напоминает мне не только совместные проекты Винсента и Купера в виде давнишней Devil's Food, но и мотивы небезызвестного альбома Alan Parsons Project, "разыгравшего" рассказы По, и снабжена, к тому же, безусловно тематическим, с оглядкой на богатую фильмографию Винсента, текстом о вампирах, девственницах и прочих неизменных атрибутах, очень атмосферной музыкой экранной "готики" и даже гиллановским "скримом". Итак, в финале нового альбома неповторимые Deep Purple утверждают, что Vincent Price is back again, - пусть так и будет)
The Alan Parsons Project - The Raven
11. It'll Be Me (Bonus Track) - представлен настоящим comic relief, отчетливо касаясь старых добрых традиций рок-н-ролла и служа все тем же, чем гиллановско-сольная I'll Be Your Baby Tonight: замечательное декоративное оформление самого финала Now What)