Song of Love / Песнь любви (1947). Прежде всего, очередное шоу талантов и умений великой староголливудской мэри-сью, мисс Кэтрин Хепберн, - вопреки тому, что роль супруги Шумана, казалось бы, предполагает женщину тонкую, культурную, по-прежнему смотрящейся так, словно бы ее недавно выпустили из свинарника посреди штата Техас и наделили грантом на пропаганду феминизма. Правды ради, скажу, что в этом фильме феминизма и гадкого командования было немногим меньше, чем в осовремененных комедиях, однако отношение мое к мисс Хепберн продолжает оставаться негативным, вынуждая смотреть с ней фильмы "по косой": тем хуже этот выверт кастинга, если учесть, что герра Шумана играет пусть не выдающийся, но и вполне приязненный Пол Хенрейд, напомнивший мне Бэзила из левинского "Портрета" 1945 г. Увы, но герра Брамса - третий угол треугольника с участием главгероини - исполнил Роберт Уолкер, отчего-то воззвавший к образу Уэйна и напоминающий не second lead, а исполнителя с галерки: весь роман, который должен был бы стать основой центральной трагедийной линии, был слит им подчистую. Сам фильм отснят с претензией на качество, которое, увы, оправдывается не всегда, предоставляя ему статус, скорее, промежуточного между добротным и владеющим высокой планкой эстетизма: будь в нем поменьше малолетних отпрысков, геройства материнства и бытовых подробностей из жизни четы Шуманов, и кинолента осталась бы лишь в выигрыше - впрочем, это сильный фильм, особенно финальной частью и в отдельных эпизодах с очень удачной постановочной "логистикой", к примеру, гадание на олове, обручальные кольца, лопнувшая струна рояля и, конечно же, последний концерт бедняги композитора. Мне, давнему и страстному поклоннику идеи "искусство прежде всего" и концепции "шоу должно продолжаться", безусловно, близок образ творческого трудоголика, герра Шумана, его самоотверженность во имя высших ценностей и грустный, хотя и несколько закономерный его финал: с подобной точки зрения фильм добивается и сопереживания, и искреннего интереса, и забвения клише, распространенных в старом Голливуде, - жизнь композитора показана прекрасно, а уж все эти приемы пианистов-виртуозов, щедро показанные нам, и вовсе покрывают любой унылый спецэффект; что может быть волнительней переживания за исполнителя на сцене, сражающегося со сложнейшей партией?) Обилие прекрасной музыки, обыгранное грациозно, лишь добавляет плюсов фильму, который, если и не поразит вас артистическим Олимпом, то запомнится как милое и в то же время драматичное повествование о жизни тех, кто жить не может без искусства)
***
Сложно искать предметы обожания в чинной и полусказочной среде гениев музыки, однако если герр Франц Лист был вполовину - в жизни - так хорош, как на экране, то быть ему моим предметом обожаний и вне шедевра персонального актерства) Тонкий Лист.
***
Мой вердикт. Качественный, местами сильный фильм нетривиальных символических находок, исполненный прекрасной музыки, - и, разумеется, блестящая и притягательная роль нашего любимца)
Альбом