The Maltese Falcon / Мальтийский сокол (1941). Как водится, о культовых, высококлассных и прочих шедевральных фильмах не скажешь много - нужно лишь смотреть, - поэтому и отзыв будет краток. Художественный уровень классической нуарной ленты не подлежит сомнению: немногим походя на ранее отсмотренный - хотя и ироничный - Satan Met a Lady отрывом от действительности, частью детективного сюжета и, отдаленно, персонажами второго плана, "Сокол" изумляет мрачной, наводящей едва осознанный "ползучий" ужас атмосферой в знакомых формах темных силуэтов, экспрессивных планов, сюрреалистических пейзажей, камерности и прочих жанровых штрихов - высокой похвалы заслуживает и режиссура, блистающая авторским подходом к съемкам, - хоть и Хастона, - и звездный состав актеров в виде Хамфри Богарта в роли сурового и цепкого, типично штатовского частного сыщика по имени Сэм Спейд, а также Мэри Эстор в роли завравшейся, опасной и одновременно уязвимой преступной девы, Питера Лорре в образе вечно угнетенного, но не менее опасного пособника, прекрасного заказчика поисков артефакта тамплиеров и весьма характерного, инфантильного, жестокого им привлеченного убивца. Поклоннику чистой эстетики польстит нуарный дух условности всех отношений и событий - впрочем, наряду с восторгами имеются и недостатки, и я, как частью беспристрастный, частью бескомпромиссный критик, обязана их вскрыть: итак, мы понимаем, что при всех заслугах режиссуры и выдающейся игре фильм отнесен к заметной, очевидной категории тех лент, которые красиво сняты ни о чем, - и вопреки добротному сюжету он является лишь иллюстрацией, снабженной местами гиперболизированной игрой, как при подаче романа Спейда и (анти)героини Эстор, современным уровнем нежданно показательной жестокости, не говоря о странном в Голливуде, почти классически-советском мотиве алчности и жадности - припомним "Толстяка" и сцену обретения [фальшивой] статуэтки сокола, - будучи отнесенным, таким образом, к неоспоримо стильным, блестяще сыгранным и снятым, однако и декоративно-экспрессивным, формалистским детективам, созданным на основании одноименного романа.
***
Мой вердикт. Весьма непросто было бы решиться отрицать необходимость видеть каждому сей фильм - однако стоит помнить и о его особенностях)
The Maltese Falcon (1941)
zis-is-kaos
| пятница, 30 августа 2013