Raffles / Раффлз (1939). Посценовый - порою и дословный - римейк фильма 1930-го прекрасно снят для детектива, лишенного и динамичности сюжета, и множества разнообразных персонажей, и довольно камерного: в отдельных случаях не слишком сильным допущением было бы сказать, что фильм похож, скорее, на экранизацию литературной классики, а не кинопродукцию, имеющую бирку "В". В сравнении со скучной и слегка бездарной раннезвуковой попыткой отразить деяния очаровательного взломщика, а также его нравственно-моральный рост, фильм 1939 г. дает ему вперед всю дюжину очков: здесь и улучшенная сцена "последней" кражи Раффлза с участием милого сердцу зрителей котенка, и прелестно-романтичный эпизод в карете с возлюбленною джентльмена-вора, и чудная, во многом комедийная попытка изловить воришку, который вместе с Раффлзом позарился на прелести колье, - касаясь кастинга, роль не любимой нами мисс Кэй Френсис перенимает мисс Оливия де Хавилланд, что делает подругу сердца Артура более нежною и чувственной в сравнении с пре-кодово порочной и несколько однообразной Кэй. Однако же у фильма есть и недостатки, включая разночтения нескольких ключевых вопросов: начать с того, что Рональд Колман (Раффлз-30) и Дэвид Нивен (Раффлз-39), оба исполнив роль с присущим профессионализмом, весьма разнятся в своей трактовке образа - если у Дэвида, с его извечной легкомысленно-мальчишеской манерою игры, вышел добрый душою, легкий на подъем и моложавый весельчак, то Рональд, заскучав среди немногим его прельщавшей киноленты, уделил гораздо более внимания самим душевным мукам, которые питает его герой, решив оставить преступную карьеру, но вновь ввязавшись в дело воровства ради спасения и чести, и свободы Банни, тем самым воссоздав более глубокий образ, который нам запомнится не столько трюками, словесными уколами и бесшабашностью, сколько умелым драматизмом. Отчаянно недостает инспектора МакКензи в блестящем исполнении Дэвида Торренса: вместо суровой, каверзной ищейки покроя Этвилла имеем то, что в случае Ватсона-Брюса называют словечком bumbling, - очень блеклый образ, не сравнимый с очаровательным шотландцем прошлых лет. Впрочем, центральным недостатком я вижу неизбежный в силу кода финал фильма, отдающий той долею абсурдности, которую не сможет оправдать и свойственная старому кино условность: если Рональд-Раффлз, перевоспитавшись, отдает колье и эффективно сбегает от полиции, - чем даже вызывает восхищение инспектора, - то Раффлз-Нивен, убежав все тем же способом, в конце концов ему сдается, чего не сделал бы любой достойный вор, будь ему дороги рассудок и безоблачная жизнь. За вычетом подобного, фильм, разумеется, прекрасен и достоин звания лучшей экранизации произведений о джентльмене-воре)
***
Мой вердикт. Прекрасный детективный фильм, украшенный манерой съемок, достойной более серьезного литературного первоисточника, добротным кастингом и временем проверенным сюжетом)
Raffles (1939)
zis-is-kaos
| понедельник, 09 сентября 2013