House of Dracula / Дом Дракулы (1945). С печальной ностальгией вспоминая время, в которое снимались вещи планки Son of Frankenstein, мы вынуждены осветить и сей безумный недосиквел легендарной саги о нервическом бароне, чутком инспекторе, Игоре, Монстре и всех прочих milestones жанра. Увы: к экватору сороковых серия ужасов от Universal более напоминает самопародию, прискорбно паразитирующую на известных штампах, - чего стоит сборная-солянка из Дракулы, творенья Франкенштейна и даже [!] Человека-волка. При неплохом для хоррора бюджете постановка желает многим лучшего: есть, разумеется, моменты, когда съемочная группа пыталась вытянуть недошедевр хоть и скромной, но долей артистизма, - среди сильных я, пожалуй, назову сцену с Бетховеном, вампирским графом и распятием, - однако же весь остальной продукт напоминает иллюстрацию лишенного и тени смысла, тусклого романа, который фэндомным сообществом зовется не иначе как crossover. Боюсь, что и старания титанов сродни Дж. Уэйлу не приукрасили бы совершенно обезумевший сюжет, наполненный муками Волка, Монстром, внезапно [!] и случайно [?..] найденным в пещерах под замком очередного "Франкенштейна", культовой кровососущей знатью, горбатой медсестрой, романом негорбатой медсестры с переродившимся, спасенным Волком и деревенским людом, так и не обученным демократическим средствам борьбы. Этой сентенцией окончим наш обзор, переходя к определению зыбкого контура удач и неудач, имевших место в кастинге: на месте женщин серии вполне могли быть швабры - центральный доктор, ныне получивший имя "Эдельманн", с подобным же успехом мог сняться в образах высоконравственных ученых нашего кино - Лон Чейни-младший в роли оборотня кажется блеклым и лишенным смысла, - за сим, приз первенства закономерно отходит Джону Кэрредайну, исполнившему Дракулу, на чем мы остановимся подробней) Если коварный граф и вышел несколько лишенным привычного нам ореола мистической зловещести, - впрочем, нельзя сбросить со счета пронзительный, опасный взгляд светлых очей, которым наделил барона Джон, - то, безусловно, представляет интерес как аристократическая, благовоспитанная нежить, владеющая высоким ростом, дистрофичной конституцией, манерами дворянства и утонченным гардеробом, среди которого нельзя забыть о притягательных перчатках и неизменном черном плаще. И если сдержанность в подобном образе может прийтись и не по по вкусу тем, кто любит кровавого вампира образца мистера Ли, то уж душевные страдания, которые питает граф, гонимый жаждой крови, а также тонкая и артистичная манера соблазнить желаемую - видимо, всеми кроме доктора и Монстра - медсестру способны встревожить девичьи сердца
***
Ужасной и необъяснимой несправедливостью по отношению к поклонникам я вижу то, какой декоративной, неприкрыто скудной оказалась роль фактического двойника нами любимого инспектора из "Сына Франкенштейна", Крога, сыгранная рыжеволосым и лазурнооким мастером стражей порядка, Лайонелом Этвиллом. И говорить здесь вовсе не о чем: конечно же, наш милый Лайонел, а ныне - Хольц, мгновенно порождает восторг своей иронией и театральными талантами, а также притяжение костюмом полицейского инспектора, в котором особенно очаровательными кажутся перчатки, необычайно мягкие для униформы, и столь подходящие суровой, мужественной особе сапоги, - вне всяческих сомнений, Этвилл продемонстрирует и цепкую суровость, и давящий, невыносимый взор, им устремленный на подозреваемую личность, - однако скудность эпизодов с доблестным хранителем покоя деревушки не позволяет ни раскрыть в достойной мере и сам образ, который видится мне более смягченной и менее формалистичной версией инспектора стандарта 1939 г., ни в достаточной для нас, фанатов, мере насладиться возлюбленным актером. Продолжая разговор о недостатках фильма: гранд-финал бедняги Хольца вышел глупее некуда - едва несчастный попытался навести порядок в гнездилище разнообразной нечисти, как Монстр вбил его в искрящийся щиток. За что подобная судьба снискала столь благообразного начальника полиции и кому в голову пришло звать Лайонела во имя горстки жалких эпизодов, остается большой загадкой режиссерско-сценаристского безумия)
***
Мой вердикт. Местами интересная, но и не самая удачная попытка обновить излюбленные саги о различных монстрах - и более чем декоративная роль Этвилла)
Альбом