Phantom of the Opera / Призрак оперы (1943). Кто та бездарность, снявшая сей фильм, - как подойти к нему критически, когда хотелось бы смести его одним движением с зарезервированной для рецензий полки?) Эксперимент соединения "низкого" жанра ужасов калибра "В" и типа "Чейни против Кэрредайна", "Карлофф и Лугоши" с "высоким" жанром оперного мюзикла весьма закономерно - при особенностях режиссуры, точнее, атрофии оной, и редкостного, в негативном смысле, кастинга - окончился провалом как второго, так и первого, вконец добитым буйством техниколора, напрочь размывшего и необходимый в хорроре "саспенс", и последние намеки на работу оператора, чьей основной задачей было поместить в отдельный кадр побольше аляповатых декораций и носителей костюмов. Какой бы славный и готический фильм ужасов мог снять - хотя бы Ли, ответственный за "Сына Франкенштейна", отведи родная студия ему побольше черно-белой пленки и поменьше "оперных" моментов, - как напряженно бы следили мы за преступлениями бедного убивца и его жертвами, вместо того, чтобы лишь возмущаться представленному на экране! Увы, придется констатировать, что "Призрак" вышел неимоверно блеклым и пустым, не впечатляя ни элементом ужаса, ни, уж тем более, дуэтом звезд голливудских песнопений - Нельсона Эдди, оказавшегося невыразительным до грани скуки, и некоей поющей девы Сюзанны Фостер, не отличной живостью привычной партнерши Нельсона, Жанетт, и в результате сходной с незамутненно упивающейся ей присущими талантом-красотой простецкой и розовощекой деве из штата Арканзас, нам показавшей богатейший арсенал из 1,5 эмоций. Весь прочий кастинг требует эпитета forgettable: с трудом и снисхождением можно бы выделить не отличившегося изыском игры, однако и не раздражающего Эдгара Бэриера в роли Рауля, ныне - полицейского инспектора, приятно облаченного в шикарный и неотразимый для сердец мундир и наделенного весьма приязненными усиками - далее, весьма циничного директора парижской оперы - и Фрица Лейбера, сыгравшего внезапно объявившегося Франца Листа) О стадии плачевности всех прочих творческих работ нам говорит лишь то, что критик в моем лице склонен признать вторым по степени таланта исполнительским этюдом неоспоримо проходную роль, граничащую с мебелью, которая досталась блестящему Хью Кронину: помощник месье Рауля, охраняющий правопорядок в здании оперы, отмеченном убийствами, субтильный, милый Хьюм и вопреки не-полицейской внешности сумел - вот уж действительно, из ничего! - создать чудесный образ весьма жаверовского типа, сходный с "бульдогом" как любимейшим эпитетом британцев в отношении подобных особей. Впрочем, не будем же о грустном и вернемся к тому предмету восхищений, который, будь он нам представлен в действительном формате сцены, был бы удостоен пятиминутных, и не менее, оваций без намека на умозрительную лесть)
***
Если и есть в кинематографе понятие малых шедевров при изображении трагедий, постигших преданных служителей искусств, то наряду с одной из лучших ролей Этвилла - образом искалеченного скульптора в "Музее восковых фигур" - я назову и роль несчастного месье Клодена, в свете которой хочется звать Клода Рейнса не иначе, как "маэстро" и вопреки завидной скромности им воплощенного бедняги-скрипача) Маски и лица.
***
Мой вердикт. Посредственное издевательство над жанровым каноном, снятое бесталанно, - и прекрасный до исключительности Клод)