Нечасто попадается нам столь искусный - не побоюсь сказать, великий - кинотрэш, как несказанно культовый и глубоко пре-кодовый The Invisible Man (1933) за авторством Джеймса Уэйла: в освещении всех прикладных особенностей опуса, начав с патологично-грубоватого и символично-приземленного стиля работы режиссера и окончив моментами безумной, фарсовой комедии, щедро вкрапленными в ткань необычного повествования, боюсь, нет смысла - фильм ужасен и прекрасен не одной дешевизной как в плане постановки, так и содержания, роднящего экранизацию произведения Уэллса с худшей частью пятицентовых хоррор-отбросов 70-80-х, но и заоблачной абсурдностью, которую и сценаристы, и, конечно же, актеры так старались передать) Вместе с декоративной девой в исполнении знакомой нам Глории Стюарт - и блестяще сыгранной Уной О'Коннор хозяйкой паба, склонной к устрашающим истерикам, бремя создания нездравой атмосферы умопомешательства до смеха и сопутствующих слез, но также и обеспечения моментов параноидальной напряженности - вспомним, что человек невидим - чуть ли не всецело возлежит на скромных плечах "маэстро", Клода Рейнса, представленного в титрах с едкою иронией как the invisible one: непросто было бы облечь в слова глубины необычайного, безудержного и выдержанного на отменной грани деланной серьезности и произвола фарса, мастерски исполненного склонным к нему Клодом, - в чем убедиться нам позволит не один его "цивильный" фильм) Чудовищное издевательство над персонажами и собственно историей - полубезумные смешки, малоосмысленные па, абсурдный нарциссизм, замашки повелителя то мира, то вселенной - и, пожалуй, лишь фоновый апломб, который современник и любитель трэша, Этвилл, не терял и в самых безнадежных фильмах ужасов - всенепременно приближают покинутый и здравомыслием, и чувством меры образ Клода к народному понятию о карнавальном, вспоминая Бахтина и Ко: соли в недошедевр и исполнение добавит порою утомительная, но неизбежная пре-кодовая пошлость - конечно же, нам, и не раз, подскажут, что де-юре лента является заправским порнофильмом, ведь человеку-невидимке, чтобы стать невидимым, необходимо обнажиться, и хорошо еще, что не в присутствии мисс Стюарт) Впрочем, и здесь нам выпадает шанс увидеть романтичным Клода - нельзя остаться равнодушной, когда излюбленным приемом он целует руки предмету нежных чувств, не говоря о том, что и частично иллюзорным мистер Рейнс способен покорить тем, как влезает он под одеяло и предается под ним сну) Итак, создание блестящих образцов безумия и кинотрэша - вещь как полезная, так и приятная, а невменяемо веселые, пригодные для мюзик-холла этюды, без зазрения исполненные Рейнсом, тем более склоняют к должному просмотру ранних фильмов по культовым научно-фантастическим романам, отличных изысками мастерской игры и качественной режиссуры.
Альбом