Небольшой тезис о морализаторстве в советских кинолентах) Как известно, я в некоторой степени предпочитаю классический Голливуд, который поклонники европейского, советского и сходного с ними кинематографа порою любят попрекать излишней зрелищностью, условностью и романтичностью, - что же, нисколько не являюсь адептом быта и натурализма, посему замечу следующее: любой сюжет, принадлежи он хоть фильму Beggars in Ermine или же семнадцатой экранизации истории о человеке-волке, не смутит меня вышепомянутой условностью в том случае, если слова, поступки персонажей будут мотивированы внутренне актерами. Если такого нет, то градус вымышленности вполне способен удручить и закаленного зрителя, чему в немалой степени способствует суровая установка на "соцреализм", а где вступает в дело реализм, там героизм и вдохновение волею-неволей отходят на второй план. Классический зарубежный [заокеанский?] кинематограф не центрирован на "жизненности" существования среднестатистического человека: в лучших образцах его обретают равный смысл и душевные драмы семейства миллионеров, и тяготы нищенства, так как речь идет не о фактах, а о смыслах, о том, что простым перечислением бытовых деталей не добьешься. Вспомним пример "Иллюзии" - отчего судьба женщины, к которой явился Жан, волнует меня, увы, неизмеримо меньше, нежели судьба майора? все потому, что, имея дело с людьми, а не художественными образами, мы, соответственно, имеем дело с частными случаями, которые можем одобрить, осудить, решать о них согласно нашим личным предпочтениям и симпатиям, - в то время, как в лице фон Рауффенштейна мы видим Германию, и персонально для меня выбор между Германией и женщиною очевиден) Возвращаясь в тему, - долг на экране должен начинаться не с диктата обстоятельств, которому, скрипя зубами, необходимо подчиниться, а с осознания самим персонажем, что иначе действовать в данных обстоятельствах морального права он не имеет: если же, - как в фильме, отрывками которого я ныне делюсь для фэндомных проекций, и ему подобных, - нужно делать нечто потому, что делать так надо, и особенных движений сердца в этом деле нет, прошу меня простить - и выдать персонажам обратный билет в Москву) (...далее - определенно не для поклонников европейского кинематографа)
***
zis-is-kaos
| суббота, 27 декабря 2014
Ad