Falcon in the Dive
Не очень хотелось писать - что тут добавить, все про эту книгу знают/читали/слышали. Но напишу, надо же чем-то умным наполнять свой блог. Значит, про роман "Анна Каренина", который все же надо читать на взрослую голову, чтобы понять, как следует. Ну... что тут сказать: в восхищении. Прежде всего, поразительно правдивым психологизмом и тем, что в эту книгу смотришь, как в зеркало, и видишь там себя и свои недостатки) Из недостатков самой книги назову, пожалуй, два: во-первых, все мы знаем, что Лев Николаевич пишет *слегка* занудно; во-вторых, я очень не люблю его навязчивый религиозный морализм, но если его упускать, то все в порядке. Каких-то глубоких мыслей по поводу самой книги здесь не будет - критики, я так полагаю, существуют тонны. Поэтому скажу о своем, субъективном. А субъективное обычно выражается либо в поиске понравившихся персонажей, либо в поиске персонажей, сравнимых с собой) Так как это классика, возьмемся за второй вариант:
- пожалуй, можно сказать, что я хорошо понимаю Левина. ...
- кого я понимаю очень хорошо (к стыду своему?), так это г-на Каренина, которого я обычно зову Алексей Саныч) ...
Ну, что, товарищи читавшие/смотревшие? Давайте, ввязываемся вхоливар дискуссию)
- пожалуй, можно сказать, что я хорошо понимаю Левина. ...
- кого я понимаю очень хорошо (к стыду своему?), так это г-на Каренина, которого я обычно зову Алексей Саныч) ...
Ну, что, товарищи читавшие/смотревшие? Давайте, ввязываемся в
Есть еще два эпизода, которые очень ярко характеризуют Каренина с этой стороны, но об этом чуть позже.
Есть люди, которые чувствуют правильное и неправильное, что говорится, сердцем, поэтому у них не черно-белое отношение к миру, и довольно гибкое: кого-то могут простить, кого-то нет, один раз поступить так, другой раз - этак.
Эти люди осознают, что правила важны не сами по себе - они служат для защиты неких абсолютных положительных ценностей. Во имя одной и той же ценности сегодня бывает нужно солгать, завтра - сказать правду, сегодня - уступить, завтра - проявить твердость, и т.п. Такие же, как Каренин или Жавер, склонны абсолютизировать правила - и в силу перечисленных вами причин, и потому, что не имеют вкуса к сложному, к размышлениям, и не додумывают некоторые верные в своей основе идеи до конца.
Эпизод с беспомощным лепетом - "пеле... педе... перестрадал" наглядно иллюстрирует беспомощность Алексея Саныча перед эмоциональной бурей, бушующей у него в душе. Он никак не может с ней совладать - для этого ему необходим другой человек, который посмотрит на ситуацию со стороны и расскажет, как быть.
Беда Каренина и подобных ему личностей в том, что они не всегда умеют верно проинтерпретировать правило и в не регулируемых правилом случаях способны на системный кризис и впадение в иррациональное.
Да-да, а еще в том, что вечно подавляемые и вытесняемые эмоции превращаются в фитиль на порохе. Стоит поднести спичку (необъяснимый, иррациональный поступок кого-то из значимых для такого человека людей), как привычные защитные механизмы не срабатывают, и происходит взрыв. Причем, если более гармоничный человек, принимающий свои чувства, в такой ситуации ищет "спасательный круг": "Пусть моя семейная жизнь разрушилась, зато у меня интересная любимая работа/понимающие и поддерживающие меня друзья/прекрасные дети/любимая собака/престижный диплом", - то у Каренина нет никакого "зато", системный кризис захватывает и повреждает всю его личность, ни одна из сфер его жизни не остается сохранной.
Третий эпизод - роды Анны, готовность Каренина простить жену и её любовника, дать Ане развод. Дело-то не в прощении как таковом, и даже не в сыне, которого он тоже готов уступить, - дело в позоре, который Алексей Саныч готов взять на себя, в согласии пожертвовать своей репутацией, которой он так трепетно дорожит. Здесь его природная доброта берет верх над стереотипами, над гордостью и самолюбием, над амбициями. К сожалению, он не привык себе доверять, и, не встретив поддержки у авторитетных для него людей, этот великодушный порыв угасает. Опять-таки, угасает не потому, что Каренин жесток, а потому, что его переубедили, внушили, что он неправ.
системный кризис захватывает и повреждает всю его личность
Вот как раз в этом мне видятся большие параллели с инспектором и его грустным финалом) Когда человек всю свою жизнь построил вокруг каких-нибудь принципов, то вместе с ними рушится и сама жизнь. Правда, инспектору, мне кажется, было гораздо хуже - совершенно одинокому человеку, для которого в жизни вообще ничего не было кроме любимой службы. Да и отказаться от себя он толком не смог - а Каренин все же наступил себе на горло, причем не раз.
Аналогично.
Однозначно!
если бы инспектору сказали бы, что он какую-нибудь юную барышню скомпрометировал, - что получилось бы на выходе
Как Каменская говорила: "Я не женщина - я милиционер!" - "Я не мужчина - я полицейский, следовательно, не могу скомпрометировать!"