Значит, в честь просмотренных мной экранизаций О. - тех, что западные, до французских я пока не добралась, да и сложно будет их с первыми соотонести - сделаю вкратце и по существу обзор касательно любимца моего, инспектора Жавера. Так как роман классический, а классические образы - насчет их актерских воплощений можно спорить долго и неплодотворно, то я буду опираться на свое усредненное понимание. В нем - да простят меня те, кому плевать на инспектора/кто считает его злодеем - для меня важны две стороны: как достойная осуждения (фанатизм, однобокость, жест(о)кость, далее по тексту), так и достойная жалости (Гюго у нас любитель зверских десфиков... ээ... романов, без надежд на духовное перерождение кого-либо помимо бывших каторжников), и даже восхищения (уж простите, но я не могу не восхищаться человеком, который может сказать "я виноват, я должен быть наказан", как бы нелепо это со стороны ни выглядело). То есть с моей колокольни, классический Жавер, воплощенный на экране, должен вызывать и страх, и ненависть, и жалость, и сочувствие, он ни в коем случае не должен быть сюжетным пугалом или матерым главгадом, иначе зачем же он? Да, к слову: у кого-то он вполне может вызывать восхищение и прочие чисто женские чувства, в этом праве я не отказываю ни себе, ни другим

Итак, отметая малоизвестные/ныне недоступные англо-американские экранизации, мы имеем три основных штуки:
1935 г. - Чарльз Лоутон
1978 г. - Энтони Перкинс
1998 г. - Джеффри Раш
читать дальше
- наиболее канонным инспектором я однозначно считаю Лоутона. Даже если отвлечься от того факта, что зацепил меня этот образ впервые в его исполнении (и даже не в фильме, а с фотографии), считаю, что он, во-первых, обладет свойством, каким не обладают другие: при его появлении становится страшно, а злу хочется немедленно самоликвидироваться. При этом он не машет дубинкой и не пинает мэров по ребрам - он жуток имманентно) Далее: сей человек безусловно фанатичен и при этом очень азартен - у него глаза горят и душить он явно любит, есть в нем даже что-то он заявленных "животных" характеристик. Он примитивен как личность, в тех пропорциях, какие в него заложены в романе - это совершенно простой человек без изысков. Далее: очень даже верится, что он безумно предан закону и будет со спокойной миной рассказывать, как и чем его лучше отправить к праотцам. А теперь главное: это во многом пародийный образ, это и есть тот самый полицай, с которым - и смех, и слезы (вспомним, что Гюго ирония уж никак не чужда). Даже вопреки тому, что для фильма ему сочинили один милый оос, заменив синие губы на слезы, сам образ от этого только стал более жалким выразительным. И уж во мне инспектор моментами и правда вызывал очень сильное сопереживание/сочувствие: было видно, что у человека есть хоть какие-то, но душа и совесть. Неоднозначность протянута прекрасно, зритель в моем лице довлен и восторжен. Об актерской игре я даже и не говрою - это ж Лоутон) Да, и насчет чисто фанатского пункта: вопреки своей неоднозначной внешности это мужчина хоть куда)
- наименее канонным инспектором я считаю Раша. Здесь вина сценаристов, почти начисто убравших какую-либо двойственность и сделавших из инспектора гада и подлеца, когда сам он заложник системы не меньше, чем Вальжан, вот так я думаю. Такому инспектору я вряд ли бы стала сочувствовать. И это при том, что фильм, быть может, держится канона даже лучше, чем предыдущие два. Но я не могу простить этому фильму такую постыдную однобокость.
- наиболее фэндомным (и наиболее человечным) Жавером я считаю Энтони. Это очень неканонный инспектор в плане внешности (о чем будет сказано ниже), но это человек заметных душевных мук - скажем, такой, который сам вокруг себя построил стену и не может пробить ее. Это относительно тихий, относительно печальный и безразличный к жизненным перипетиям, и даже немного утонченный человек, но так, как я ему сочувствовала на баррикадах, я, похоже, никому не сочувствовала. При этом грозным он быть умеет - нужен лишь повод) Скажем так, этот вариант инспектора был наиболее близок к тому, чтобы не прыгать в Сену, а духовно развиваться, но - канон, канон. Добавить к этому безусловную притягательность и благообразие Энтони - и получится идеальный кандидат для фиков)
- наиболее канонным в плане внешности я считаю Кваста Лоутона - имея в виду телосложение и происходщий от него грозный вид (и ручищи, да-да-да). В плане образа лица однако же голосую за Энтони: вот с такой физиономией (правда, далеко не с такой тоще-субтильной фигурой) я и готова представить инспектора.
- что касается мюзикла и Кваста, он меня до сих пор изумляет огромной точностью попадания в образ, но я никак не могу сравнивать мюзиклы с фильмами) Вот пусть тем, кто снимает всякую ересь, при просмотре станет стыдно!)
И насчет собственно фильмов:
- фильм 1935 г. приближается ко громкому званию киношедевра, это настоящий классический фильм по классике.
- фильм 1978 г. имеет довольно скромную постановку, но это душевный, приятный фильм.
- фильм 1998 г. - считаю, что нам ним нужно или смеяться, или плакать, и как экранизация он оос-ен и просто жуток, но постановка в нем добротная, внимание к деталям, современные съемки и т.п.
Ну, и как следствие, "Отверженными".)
Про Энтони ничего сказать не могу, не знаком с работами этого актера.