Гаврош (1937). За этим фильмом я отлично провела один час и двадцать минут) Фильм, в основе своей, фентезийный и касается романа постольку-поскольку. Повествует он о судьбе Гавроша, который помогает Анжольрасу и народу Парижа делать революцию. Гаврош, мало того, что шикарно сыгран, так его образ еще и эпохален: соединив в себе все вальжановские добродетели, он правомочно выдвигается на передним план истории) К слову, в момент, когда героишный наш Гаврош бросается в воду, спасать мальчишку от атаки лебедя (!), мне сразу захотелось создать мозгодробительный фик, о том, как наш мальчик-герой, не умерши на баррикадах, вдруг совершенно случайно оказался на мосту Менял и самоотверженно выудил инспектора из реки xD Ага, всего инспектора, сколько он мог весить по канону)) Помимо этого, шикарен Монпарнас - здесь ему почему-то много внимания уделили. Анжольрас, само собой, такой вот себе пафосный пророк коммунизма) Вальжана в фильме нет: обычный каторжник, он не достоин быть символом мировой революции) Вместо него появляется абстрактный беглый каторжник Туше, который мне, по Фрейду, очень напоминает Марча, а вот Фантина оборачивается его женой. Создатели фильма, логически подумав, решили что месье Мадлен - это звучит натянуто и восстановили справедливость, сделав из Эпонины мадмуазель Мадлен)) Кино заканчивается баррикадами (смертью Гавроша) и шикарной сценой, когда жители окрестных домов стали бросать в гвардейцев мебель, хлам и цветочные горшки.
Если без смеха и шуток: считаю этот фильм прекрасно отыгранным и добротно снятым. Красивы и картинка, и актеры: актеры создают очень ярких, запоминающихся персонажей, картинка же передает как раз тот дух, который мы видим на классических иллюстрациях-гравюрах. Да, весь роман перевран и подчинен идеологии, но для меня это далеко не главное, главное - что хороший (а ввиду юмористических моментов, я бы сказала, что даже и прекрасный) фильм, ну а тем более, фильм-то как раз и про отверженных, просто рассмотрены они с иной перспективы. Да, и мне нравится, что здесь смерти главгероев не так бессмысленны, как у Гюго - все же они дарят остальным хоть какую-то надежду) Эх, все-таки в 30-е годы был еще в кинематографе тот дух и настрой, чтобы снимать такие фильмы по таким книгам. Чем дальше - тем все больше лирика, а тогда были символизм и эпика, что не может мне не нравиться.
Теперь же про господина инспектора.
...Этот тот редкий, но изумительно приятный случай, когда персонаж далеко не первого плана, к тому же перевранный в угоду идеологии, внезапно получается на удивление каноничным. Не по действиям - чего уж тут, все мы прекрасно понимаем, что инспектор - злодей и фараон, но, что главное, - по духу. С первой же сценки в самом начале фильма я вдруг поняла, что Жавер Кораблева - это ожившая иллюстрация Бриона. Посмотрите на его редингот, на трость, на походку - это классика. Буквально шагов за пять, за десять товарищ советский актер успел показать то, на что Гюго понадобились многословные отступления - и печален, и задумчив, и тревожен, и подозрителен. В нем нет человеческого измерения, это Жавер-из-комментариев, но и такой инспектор имеет право быть - в свое время я, наоборот, возмущалась, почему же большинство инспекторов не крушат головы свинцовой тростью. Ах, как же жаль, что в Союзе не сняли, пусть и перевранный, но полноценный фильм о Вальжане и инспекторе - если бы в нем играл такой актер, я бы простила этому фильму любую его, Жавера, демонизацию) Добавлю, что самым шикарным визуальным моментом фильма я считаю пистолет, заткнутый между пуговиц редингота. Не знаю, как и почему, но это повергает меня в мистический трепет) Я многое бы отдала, чтобы увидеть оное у любого из наших классических Жаверов.
*
Что касается характера и действий инспектора. Как я уже говорила, в молчаливом состоянии мне в него верится от слова очень. Это отнюдь не безмозглый и нелепый болван-полицай, каким его могли бы сделать - это человек серьезный и внушительный, я верю, что от такого люди шарахались на улице. От его вида и голоса преступность, и правда, имела все шансы самоликвидироваться) Собственно, впервые господин инспектор перед нами предстает воочию в той сценке, где он и солдаты выселяют дом пролетариев-неплательщиков (ага, защищает капитал). В этом же доме, у м-м Туше, скрывается г-н Туше, он же беглый каторжник. Сцена с арестом Фантины как раз и ушла на этот эпизод: м-м Туше больна, г-н Туше пытается скрыться, но в комнату вламывается Жавер и в ходе дальнейшего задержания достает пистолет, чтобы стрелять в г-на Туше, от чего м-м Туше, увы, умирает от испуга (кстати, вот в этом фильме мне героиню было искренне жаль - канонная Фантина слишком эмоциональна в этой сцене, из-за чего ее смерть как-то превращается в театр имени Гюго). Кстати, инспектор в этом эпизоде ничего, собственно, ей и не говорит - просто арестовывает Туше и с ним уходит.
*
Из прочего-шикарного нельзя не отметить две вещи, которые я что-то не встречала в других фильмах. Во-первых, это оскал - нет, не при смехе, но он существует. Во-вторых - эпизод с переодеванием в нищего (!) Я скажу, что киношный инспектор еще и владеет талантами хорошего актера) Анжольрас, подающий инспектору милостыню, - это психодел) Собственно, следующим - и последним - подвигом господина инспектора стало шпионство на баррикаде. Инспектору не везет по жизни: отпускают - умер, не отпускают - все равно умер, а еще и перспектива быть судимым "революционным трибуналом" - час от часу легче)) Значит, после поимки они его привязали (не к столбу), но инспектор, показав прекрасную физподготовку, порвал, значит, эти веревки, и "Жавер ушел незамеченным" - правда, его заметили дети, но почему-то на него не донесли. Далее, правда, он с какой-то мысли сценариста превращается в вождя контрреволюции, а также в генерала баррикад, который лично командует солдатским наступлением. И - самое психоделичное - он стреляет в Анжольраса) Правда, тот как бы и тянется к пистолету, а инспектор вроде бы и не святой мученик, чтобы стоять и глазами хлопать, но с т. зр. револции, это, конечно же, страшное преступление) Соответственно, он вскоре будет революционерами - нет, даже не застрелен, а зарублен (правильно, так ему и надо)). Единственный фильм, в котором инспектор не топится?)
Итого: бедный, бедный инспектор! Он не угоден никому! Ни коммунистам, ни буржуа 19-го века, ни демократичным американцам 20-того! Он не просто отвержен - он мега-отвержен! Вальжан, поступитесь же короной xD
*
Мой вердикт по инспектору: в подобных фильмах я оцениваю образ по методу сэра Седрика, который нам говорит, что актер играет между произносимыми строками - строки не его, его только игра. Товарищ актер, ввиду очевидной установки на то, что образ будет злодейским, мог бы сыграть нечто подлое, быдловатое и шаблонное. Но он не сделал этого - он прочел книгу и ответственно отнесся к своей актерской работе. Собственно, насчет злодейского характера инспектора в этом фильме я могла бы поспорить: единственное что - его косвенно обвинили во взяточничестве, но так как эта выдумка - бред пегой кобылы из разряда "целомудренный Талейран", а прямо его фамилию не называли, а в Париже, я так думаю, больше одного инспектора полиции, я вообще это в расчет не беру, ибо это ничуть не лучше клеветы самого Гюго) В остальном, инспектор просто исполняет свой не всегда лицеприятный долг, что он делает и в книге. Но если посмотреть, как товарищ Кораблев отыграл его "молчаливые" моменты, то я не знаю, что это, как не канон. Походка, взгляды, движения, печаль, непонимание, внезапная задумчивость - и прежде всего, сильные моменты, когда инспектор канонически суров. Если бы не финальное "генеральство" и не попытки очернить его с третьих слов, то с современной точки зрения Жавер совершил даже меньше гадких поступков, чем инспектор в романе) По сценарию - да, он злодей, по игре же - нет, в нем нет ничего такого. В общем и целом: если вам интересен советский вариант - красиво сыгранный и серьезно канонический инспектор, - а также едва ли не ожившая иллюстрация Бриона, то смотреть я вам рекомендую. Воочию - в альбоме (постаралась сделать очень подробные скриншоты по инспектору).
И веревки он все-таки не рвал. Он из них просто выпутался...
Обидно было, когда по нему вся эта революционная толпа протапталась...
Такая уж судьба у него...)
Хорошая аватарка)) Я при этой надписи как-то сразу подумала про квартиру Вальжана... и без моста...
А фильм прекрасен.
Та же сцена с атакой лебедя снята настолько реалистично, что на многие новомодные крутые спецэффекты смотреть уже не хочется.
Правильная работа оператора, хороший монтаж - и никакого мошенства.
Да, мне тоже понравился этот момент) И еще (почему-то) как Туше ведут солдаты, а инспектор сверху, по какой-то возвышенности, идет.
разорвало на кучу маленьких медвежатразложили на составные части.и самоотверженно выудил инспектора А потом, проникшись инспектором, пошел служить в полицию. В роли подсвечников... Эм... Дубинка?
Дубинка
Дубинка, в качестве выходного (праздничного) варианта факел - и светит, и бить им можно)
А вообще, Жавэр что с двуручником, что со шпагой, спокойно кладет любую монстру. Если его, конечно, не бьют ножом в спину.
Иллюстрацию я могу разве что представить с каким-нибудь палашом на коне - чтобы одним ударом и всю банду вместе с Тенардье)
Не помню, что за игра была такая, но я как-то слышала, что в ней можно было запинать ногой вражеский танк. Мне кажется, это к инспектору))
апинать ногой вражеский танк. Думаю, инспектору одного взгляда хватило бы, что бы танк самоликвидировался ))
Бедные солдаты вермахта - не знали, что есть кое-что и похуже Сталинграда)