Les Miserables / Отверженные (1982). Начинаясь как, если не прекрасный, то очень хороший фильм, под конец кино стало немного разочаровывать, а в сцене с баррикадам так и вообще сбилось на, простите, кинотрэш, так что не знаю, насколько могу сказать "очень хороший" - наверное, кино 80-х на любителя, из числа которых я - исключение) Это не эпика, но как-то так подобраны и моменты, и ракурсы съемки, что все выглядит красиво, местами - очень напряженно. Правда, как по мне, некоторые вещи все же слишком театрализованы, что в тему в кино эпическом и старом, но в современных фильмах мне не всегда по вкусу. Например, сценка на фабрике - мне фильм "Стена" пришел на ум, того же года) Да и драка Фантины - все же не бои без правил) С иной стороны, некоторые моменты просто прекрасны - да хотя бы те же студенты на ветру. Отдельное спасибо фильму за сенатора и члена Конвента - где их еще посмотришь) По персонажам - думаю, долго говорить, скажу только, что Вентура - прекрасный Жан. Наверное, потому, что он мне, по Фрейду, напомнил Ванеля xD В целом... в целом, я долго думала, в пользу чего мне решать, О-82 или О-58, но так как, подумалось мне, достаточно народу выберет О-82, я, пожалуй, все же останусь на стороне эпичного)
***
Значит, инспектор. Я уж совсем утомилась от тех тяжких случаев, когда не могу адекватно сей образ оценить) Что я могу сказать: инспектор Мишеля Буке прекрасен и суров. Правда, суров он, что говорится, "в доску" - все же у канонного инспектора фанатизм сочетался с некоторой живостью, это не был просто винтик в машине правосудия, и уж тем более, я его не считаю бесстрастной карательной машиной) То есть, при очевидной своей суровости, ему как-то не хватает важного ее компонента - я зову это поэтичный фанатизм, проще - блеск в глазах) Может, как символ бездушной системы, такой образ и хорош, но, уж простите меня, придирчивую, мне нравятся инспекторы живые, человечные, а не сугубо замороченные) Мои ли это личные претензии или же объективность, я не знаю. Слишком интроверт? Должно быть. Да, кстати: куда же делись бакенбарды?(( И чисто по внешним данным - месье Буке, как мне кажется, довольно мал ростом, а все же канон... Брион... дела такие) Это, само собой, придирки. Больше скажу в итогах)
...
По эпизодам. Очень красиво сняты приезд инспектора и одновременная сценка с телегой: вот как Жан на него в процессе спасения взглянул, это же просто заглядение) Хорошо, но... простите, что же делает инспектор в каком-то притоне со шлюхами? xDD Это... это ведь эпика, вы только представьте, не Раш (!) - и со шлюхами (!!) Если вообразить инспектора статуей, то это уж точно будет статуя сурового целомудрия)) Черт возьми, какие он терпел искушения! Как сдерживал себя при виде ажурных колготок! Раш - и тот бы потянулся за дубинкой xDD
Сцену ареста Фантины я в упор не понимаю. Ну какой же это честный-ответственный инспектор, который смотрит, как бьют горожанина, словно это какое-нибудь шоу?) Да, помню, что Раш таким грешил, но там ведь образ слит сценарием, а здесь оно к чему же? Но как она идет по снегу за инспектором - ага, красиво) В сцене сдачи инспектор держит себя со сдержанным отчаянем, в сцене ареста месье мэра - неожиданно! - сдержан и тих, правда, уличить Вальжана в коварном побеге через окно ему не удается)
В Париже инспектор завел свою деятельность, однако в кадре с ним продолжают мелькать ночные бабочки)) Сцена погони по улицам - ладно с ней, а вот эпизод с хозяйкой квартиры/иудой - право, право, не ожидала такого от этого инспектора) До сего момента он мне казался вполне таким себе воплощением бездушного закона - ан нет, что-то в нем есть такое... "наше" ) Но монахини, делающие "налево, кругом" перед Фошлеваном - это эпично xD Также великолепно, когда старичок при упоминании инспектора пугливо крестится)) Конечно, я ждала сцену с гробом, конечно же, я ее не увидела)) Эпонина и ее любимая написанная фраза тоже вне всякой конкуренции) Эх, будь у меня время да желание, и по этому кино можно было бы писать фик инспектор/Эпонина xD /Прошу прощения за это отступление/ Что-нибудь в духе: "Ища богатого и влиятельного месье с дочуркой на выданьи, дабы приблизиться к заветной мечте - должности префекта парижской полиции, - немолодой, но коварный инспектор Жавер закручивает бурный романчик с Козеттой Фошлеван, при этом имея отношения с бедной и наивной Эпониной Тенардье, а также с целым скопом ночных нимф, которых ему приводят специально в отделение, где они предаются любовным утехам на нарах. Добрый месье Фошлеван, в упор не узнавая бывшего архи-соперника, почти готов благословить их брак, однако Эпонина, сообщив инспектору о будущем внебрачном ребенке и не дождавшись ничего, кроме созерцания перед носом опасного вида дубинки, грозится вступить в сговор с ночными нимфами и раскрыть месье Фошлевану оба его глаза на истинную инспекторскую сущность". Далее - что-нибудь про массовые убийства и погромы xD
Однако же вернемся к нашим "Отверженным". Пожалуй, этот Тенардье - самый драматично-гамлетовский изо всех, кого я видела) Вот жаль еще, что этот инспектор не сам всем раздает дубинкой, а лишь командует. Однако перейдем к финальному отрезку действия - и вновь, и вновь, инспектор со ночными нимфами, как бы оспаривая лавровый венец у Раша xD Попался он студентам, конечно, в сдержанном духе, а у фонаря балки выглядел как-то уж совсем... не в ту сторону символично) Да, кстати: вот вам свежая идея, как снять баррикаду весьма малобюджетно, но так, чтобы этого никто не заметил: напустить туда тумана)) Отпустили инспектора быстро, сбежал он не менее быстро и за такой же короткий срок успел едва ли не быть удостоенным королевской милости) Отпустил он Жана внезапно от слова "внезапно" ) Финал... что я могу сказать о финале. Да, была знаменитая эпистола. Да, лежал на парапете цилиндр в конце-то концов) Однако же мотивы оного поступка, кроме как припадка помутнения на нервной почве, для меня не были ничем объяснены) Очевидно, фильм как бы нам намекает: вот прочтете книгу и сами все поймете) А мне хотелось бы какого-нибудь ангста, каких-нибудь волнений и сомнений - где же это, а нет его, или же есть, но на уровне "прочтите по моему каменному лицу" ) Гэст-эппиеренс призрака инспектора в почти-самом-финале меня, конечно, порадовал, но не вправе был Жавер вот так уж прямо "отпускать" его - жизнь Вальжана вряд ли от него настолько уж зависела, да и тут уж, скорее, дело не его, а бога) Самый-самый финал традиционен: Мариус с Козеттой над могилой Жана.
Подводя итоги по инспектору. Объективно это суровый Жавер, суровый до некоей неприятности. Наверное, для большинства зрителей Жавер и должен быть таким - "страшным человеком", так это зовется у Гюго) Сухим, безжалостным, командным, таким, которого сторонятся, которого ничто не роднит с человечеством. Я не буду утверждать, что он совсем без внутренней жизни, но она уж настолько где-то там укрыта, что не сравнятся с ним ни Ванель, ни Энтони. Субъективно - да, я развращен и испорчен) Мне не нужна системная бездушность, мне нужен человек - здесь человек спрятан очень глубоко. Увы, я видела суровость, соединенную с живостью характера, и, увы, я предпочту ее. К месье Буке я не в претензии - он прекрасно сыграл то, что должен бы сыграть: орудие безжалостной системы с некоторыми человеческими задатками.
Кое-что из скриншотов в альбоме.
прочтите по моему каменному лицу Именно это и надо делать.))) Больше по глазам, правда. Инспектор Буке начал ломаться на баррикаде еще до появления Вальжана, когда увидел, что люди готовы умереть - и умирают - за что-то ему недоступное. Ощущение того, что что-то он не до-понял в этой жизни, присутствует в нем все последующие моменты. А Вальжан просто становится последней каплей.
Наверное, я плохой физиономист и всегда жду какой-то экспрессии)) Нет, я не говорю, что ее не было, просто ну слишком он для меня суров)
К слову, фильм как-то уж очень следует всему религиозному символизму, который есть у Гюго) Что странно, даже в фильмах 30-х, когда, казалось бы, люди еще довольно серьезно относились к религии, там этого меньше. Есть в О-35, но чисто в общих чертах, а в О-34 нет и того)
А Раш на фоне Нисона выглядит далеко не высоким...)))
слишком он для меня суров) Жавер слишком суров?
Ну, да, я то этот фильм смотрел одним из первых, это потом были Перкис-Лоутон-Ванель...
Так я и не осуждаю, просто Раш мне кажется более крепким мужчиной) Таким, грозным для ночных бабочек))
А я когда-то тоже думала, что инспектор обязательно должен быть суровым, это было до О-78) Но есть суровость и суровость) Есть "Живо, идем!", есть "он служил полицейским так, как служил священником". Мне ближе первый вариант)
Мне удается совмещать оба варианта)))
Гэст-эппиеренс призрака инспектора в почти-самом-финале меня, конечно, порадовал, но не вправе был Жавер вот так уж прямо "отпускать" его
Вот здесь, мне кажется, это не "автор"-сценаристы нам говорят, что инспектор что-то воплощает - это личные галлюцинации Вальжана)), для которого, видимо, Жавер по жизни олицетворяет карающую длань закона и в целом общественного осуждения.
Это еще и к той идее, что половина описаний Жавера в книжке даны через ПОВ Вальжана - очень, очень похоже на то.
Хехе) Возможно, что и так - меня просто смутила уж слишком явно религиозная интерпретация инспектора в сцене привязывания к фонарю. То есть либо это банальное повторение начала для красоты момента, либо действительно перспектива Жана. Потому что не тот это фильм, где в инспекторе стали бы особо искать человеческую и какую-нибудь другую сторону)
Ну вот, я надеюсь, что автор будет продолжать верить, что оно очень даже нужно))
На самом деле, я склоняюсь к мысли, что из всех возможных именно эту экранизацию лучше всего смотреть после прочтения книги. Что Вальжан, что Жавер - они все время молчат. И глядят. Бездоооонными глазами. И вот на эти взгляды, как по мне, отлично навешиваются любые представления читателя об их нетрадиционной внутренней жизни))
меня просто смутила уж слишком явно религиозная интерпретация инспектора в сцене привязывания к фонарю
Смущенно признаюсь, что совершенно не обратила на это внимания. Имеются в виду сжигания на кострах всяких мучеников-еретиков?