Falcon in the Dive
А думаю я следующим образом. Если посмотреть свысока на "Узника Зенды", то выходит следующая моральная установка. Здесь я имею в виду то, что вложил в роман сам автор, а не то, как читателю все это следует оценивать. В упрощенном виде она выглядит так:
- персонажей романа можно условно поделить на две большие группировки: отдающие и собственники. Запт и Фриц готовы отдать жизнь за короля, Рассендил и Флавия жертвуют своим счастьем ради долга. Группировка герцога представлена собственниками: Михаэль желает получить трон, Антуанетта - Михаэля, в результате жадность обоих и губит.
- отдельным нехорошим словом нужно упомянуть Генцау: он у нас (это страшное слово!) трикстер, поэтому курсирует туда-сюда между двумя группировками персонажей и, как это ни прискорбно, в какой-то мере оправдывается автором (по крайней мере, таково мое впечатление). С ним же связана и вторая ценностная группа: храбрость в бою против выжидания и интриг, на что и накручена предполагаемая трусость герцога - и ввиду чего относительно оправдывается Руперт.
А теперь начинается самое веселое) Разумеется, роман о подмене должен быть построен на контрастах. На первый взгляд, кажется очевидным, что Рассендил противопоставлен Рудольфу, будучи аналогичным ему же. На второй или третий взгляд всплывает забавная ситуация. Как показано в экспозиции, у Рассендила есть брат - старший брат, он же наследник титула, он же самый типичный представитель английской аристократии, женатый, ответственный и счастливый. Как услужливо напоминает жена брата, младший Рассендил - изгой благополучной семьи (ввиду своего безделья). Более того: в отличие от нормального братца, Рассендил удался неизвестно в кого - точнее, в давних руританских предков. В романе есть еще один персонаж, весьма сходный с этой печальной картиной, он же Черный Михаэль, герцог Стрельцау. Случайным ли является подобное совпадение? Думаю, что нет - по крайней мере, если рассмотреть роман с определенной перспективы. Сразу оговорюсь, что буду анализировать по памяти и конспективно, дабы не растягивать анализ на 500+ страниц, - просто намечу основные вехи. Что касается метода анализа, и в особенности терминологии, то она будет использоваться, скорее, в метафорическом ключе (как было принято в отношении того же "архетипа" в новой литературной критике), чем в узкоспецифическом и сугубо научном. Что меня сподвигло к выбору методики, так это непосредственное начало приключений Рассендила - как вы помните, "королем" он фактически проснулся перед Заптом и Фрицем в лесу. Поэтому я и решила: почему бы не рассмотреть сюжет и персонажей "Узника" с точки зрения сознательного и бессознательного?) Этой попытке мой анализ и посвящен)

Рассендил: структура личности, или Михаэль по Юнгу

Часть I

Часть II

В следующей серии анализа "Узника" мы поговорим о трикстерах, а также о том, кто является "анимой" Рассендила)

Часть III

На этом и заканчивается наш краткий анализ "Узника Зенды" ) На многих его пунктах можно и нужно остановиться подробнее)



@темы: Вавилонская библиотека, Falcon in the Dive