1. Sherlock Holmes and the Voice of Terror (1942). ...Первый из "современных" фильмов о ШХ был снят добротно - более того, сильно для фильма категории "В". Об этом свидетельствует, по самой крайней мере, большое количество прекрасных планов Бэзила, которые так и стремятся на скриншот) Гармония режиссуры и бюджета результировала в качественный саспенс и достойный триллер, в основу сюжета которого была возложена подрывная деятельность лорда Хау-Хау (небезызвестного нам благодаря истории и Mighty Atom ): итак, Вторая мировая, "говорит Германия" - и серия терактов на туманном Альбионе, с которыми предстоит разобраться ШХ, волей сценаристов перенесенному в современность) О качестве постановки говорит и актерский состав, который, в случае фильма "В", представлен довольно внушительно: к Реджинальду Денни - как в роли "фон Борка", так и вне ее - я отношусь спокойно, даже спокойнее, чем к Эйхерну, а вот Генри Дэниелл в роли "британского правительства" - о, как может он не нравиться, этот "профессиональный негодяй" и развратник Голливуда?




2. Sherlock Holmes and the Secret Weapon (1943). См. рецензию.
3. Sherlock Holmes in Washington (1943). ...Стремясь реабилитироваться за несколько средний Secret Weapon, создатели и продюсеры попытались повторить удачу Voice of Terror, что им не вполне удалось, однако по художественному уровню фильм превзошел "Секретное оружие", что, конечно же, не может не радовать. Радует и то, что Бэзилу вновь предоставили возможность отыграть одну из своих блестящих миниатюр, на сей раз - безумного коллекционера древностей: о, милый Лайонел бы оценил) Впрочем, в умело обыгранной истории с "Брюсом-Партингтоном" есть и свои недостатки, прежде всего - причудливые кастинговые решения. При всем уважении к Джорджу Зукко, сыгрвшему "большого босса" и главу очередной шпионско-фрицевской ячейки, я упрямо думала, что Генри Дэниелла, исполнившего его "пешку", следовало бы продвинуть на эту роль. После "боссов", сыгранных Этвиллом, моя планка для их оценки взлетела на невиданные высоты: когда играет Лайонел, в нем есть не только сила воли и характер, приближенный к железному, но и яркость, живость, умение создать образ из ничего. Джордж сыграл довольно ровно: конечно же, мы понимаем, что он - большой злодей, однако вряд ли можем полюбить его) Пункт второй из недостатков - режут слух излишне пафосные признания в любви к США: без идеологических вкраплений анти-нацистские фильмы о ШХ не обошлись бы, но можно было бы последоваль совету канонного великого сыщика, возымев чувство меры и совесть)


4. Sherlock Holmes Faces Death (1943). ...Как мы помним, до сей поры жанровая принадлежность фильмов о ШХ держалась в рамках шпионского трилерра - но можно ли было представить, что стоит создателям перейти на мистически-готическую почву, и мы получим настоящую жемчужину?) Можно поспорить насчет бюджета, сравнивая серии 1 и 4, но вряд ли можно принизить отменную триллерную режиссуру: вот уж действительно тот фильм, где зритель замирает от страха и в глубоком волнении ждет развязки таинственных событий) Начинаясь как стандартный "кто убийца в этом доме?" детектив, фильм очень быстро сравнялся с фильмом ужасов: сюда отнесем и готическую атмосферу в навязчивом духе Э. По - черный ворон в пабе и даже черный кот, уж не говоря о внезапных и безумных аллюзиях на наш любимый "Дом о семи фронтонах" Готорна - здесь и два брата, ненавидящих друг друга, и Джеффри Месгрейв, глава семейства, и дарственная на земли вместо привычных читателю сокровищ короны, и даже тени Мэттью Холгрейва и Фиби) Есть в фильме и своя доля comic relief: это и безумные выздоравливающие офицеры, и тот самый негодяй-дворецкий, который, в довершение, творит стихи и любит крепко выпить) Финал фильма, протекавший в пресловутом погребе с сокровищами, заставил зрителя понервничать: конечно же, умом мы понимаем, что даже выстрел в грудь отнюдь не завершит земные дни великого ШХ, но кто их знает, этих сценаристов, как сказал бы Джордж



5. Sherlock Holmes: The Spider Woman (1944). ...В сравнении с прочими сериями фильм снят дешево и грубо: то ли у создателей наметилась дыра в бюджете, которую нужно было срочно чем-нибудь закрыть, то ли был необходим перерыв между прекрасным Faces Death и замечательным Scarlet Claw, но серия о женщине-пауке представляет собой отнюдь не много. Пожалуй, неоспоримо привлекательным для нас покажется момент обыгрывания Холмсом псевдо-инсульта с последующим падением в суррогат водопада - как прелестно он обыгран) Прекрасно справилась с творческим заданием и титулованная злодейка Голливуда, Гейл Зондергаард, партнерша Бэзила по пресловутому Mark of Zorro. Наблюдать их злодейски-праведный дуэт, которым едва ли не исчерпывается весь фильм, было занятно и приятно - кроме того, Бэзилу удалось сыграть, пожалуй, одну из лучших его миниатюр "с переодеванием", а именно: изувеченного офицера-индуса, крупно проигравшегося в казино. Да: Бэзилу дается не каждая злодейская роль, в которые его упрямо записывали, но когда персонаж ему понятен и близок, он может творить чудеса из ничего, как и случилось с пресловутым псевдо-офицером: какая глубина характера всего лишь в нескольких минутах) Пожалуй, фильм как фильм и не заслуживает нашего повышенного внимания, но за дуэт и актерские эскапады Холмса нельзя назвать его таким уж недостойным зрелищем)


6. Sherlock Holmes: The Scarlet Claw (1944). ...Как сообщает википедия, этот фильм считают самым сильным из всей серии о ШХ. Что я могу сказать: не видев остальных n фильмов, было бы несколько поспешным делать окончательные выводы, но в споре о "механическом" и "поэтическом" качестве я на стороне последнего - и посему Faces Death для меня, пожалуй, остается любимым образчиком приключений великого сыщика. Да, в Scarlet Claw есть саспенс, который, ни много, ни мало, растянут на целый фильм. Да, есть третий план и массовка, которыми похвалится не каждый фильм категории "В", - шутка ли, не имея в приглашенных ни Этвилла, ни Шильдкраута, удержать внимание на персонажах второго плана, а то и третьего. Да, есть сюжет, который хоть и не написан Конан Дойлем, но вполне хорош для триллера-и-детектива, уж не говоря о милых сердцу аллюзиях на такие рассказы великого, как "Собака Баскервилей", "Этюд в багровых тонах" и даже "Скандал в Богемии" (возможно) со "Случаем в интернате" и "Медными буками". Однако для звания "лучший" в фильме слишком много "но". Во-первых, история в духе Джека-Потрошителя вряд ли ассоциируется напрямую с произведениями Конан Дойля: да, если поискать, можно найти и описания довольно неприглядных, жестоких убийств и их попыток - вспомним хотя бы рассказ про "дьяволову ногу" или же случай с медузой, - но сам тон рэтбоуновских серий о ШХ несколько менее брутален, ввиду чего оставим Потрошителя инспектору Уорвику и пресловутому The Lodger) Во-вторых, в отличие от По-этичного Faces Death с его туманными готическими намеками в духе черного ворона и черной же кошки, не упоминая отдаленные отзвуки "Алисы", в Scarlet Claw все грубовато и очень бьет в глаза, будь то фосфоресцирующий "призрак" или орудие убийства, один взгляд на которое может опечалить излишне чувствительных людей) В-третьих, персонажи второго плана, в отличие от того же Voice of Terror, неравномерно распределены: супруг убитой леди, кажется, явился лишь затем, чтобы создать атмосферу зловещего и оккультного, да и Шолто... прошу прощения, судья, представлен нам лишь вскорости перед своей плачевной кончиной. Итак, имеем качественный, но не вполне безупречный триллер - любитель оных, пожалуй, запишет его в лучшие, но любитель готической поэзии склонится к Faces Death)


7. Sherlock Holmes: The Pearl of Death (1944). ...Умело обыгранный сюжет о "шести Наполеонах" был обрамлен весьма причудливо: сценаристам с режиссерами все не давала покоя слава The Lodger того же года выпуска, ввиду чего имеем и очередного Джека-Потрошителя (тм), и зверские убийства - также (тм), что зрителя в моем лице вряд ли порадует. Серия, однако же, принадлежит к разряду качественно снятых и нагоняющих собою ужас, не в последнюю очередь - благодаря маньячно-устрашающему псевдо-Потрошителю. Впрочем, не брутальным ужасом единым жив поклонник: роковая и преступная девица, чья задача - похитить жемчужину Борджиа, выглядит достойно и зрелищно для фильмов "В" категории, однако главный груз злодейств - внезапно! - отошел на плечи Майлса Мэндера, известного в нашем узком кругу как дьякон Фостер из "Дома с фронтонами", а также, по слухам, и первого киноактера в роли, отошедшей к Джорджу в более поздней экранизации Bitter Sweet. Продолжая славные традиции Мориарти - босса всемирного криминалитета, Мэндер вносит в образ охотника за "проклятой" жемчужиной нотки гаденькой коварности, граничащей с отторжением, но также и терпкий злодейский привкус, что - в совокупности с мотивами кражи в музее (тм) - делает его злодеем характерным и запоминающимся. К слову, приятно было видеть, что режиссеры позволили солировать и нашему горемычному Ватсону, в мозговыносящей сцене с объявлением) Едва ли не хоррорный гранд-финал серии порадовал отличным поводом вновь пронаблюдать за Бэзилом, облаченным в докторский халат, - чрезмерно эстетичным англичанам идет любая униформа, включая и облачение приверженцев медицинской науки



8. Sherlock Holmes: The House of Fear (1945). ...Поклонникам The Scarlet Claw: почему бы не объявить одной из лучших эту серию?) Режиссер, трудившийся над киносериалом, был словно бы рожден для съемок триллеров о старых зловещих домах и преступлениях - вот к чему лежит его душа) Снятый в лучших традициях пресловутого Faces Death, включая приемы нагнетения саспенса в виде опасного селения и плачевных прихотей погоды, фильм в то же время обладает более продвинутым - и даже несколько ироничным - сюжетом с большим числом подозреваемых и финалом, который для бесхитростного зрителя оставался неразгаданным практически до самого раскрытия преступника (преступников?) Это - и добротные триллерные съемки, делает серию о "доме ужасов", пожалуй, одной из 3-4-х лучших в киносериале. Главной моей претензией будет, пожалуй, слишком уж навязчивое - очевидно, снова ввиду Lodger - желание перепугать бедного зрителя кровавостью и масштабностью смертей: по скромному мнению приверженца умеренности в искусстве, детектив с участием Бэзила будет захватывающим и остросюжетным даже тогда, когда сюжет - давайте предположим - развернется вокруг пропавшей кошки или отравленной собаки xD В целом же - более чем достойный "Дом" )



9. Sherlock Holmes: The Woman in Green (1945). ...Преданный поклонник негодяев на киноэкране готов представить авторам серий свой пламенный протест: почему именно фильмы с участием профессора Мориарти снимаются отнюдь не так добротно, как серии о страшных домах и Джеке-Потрошителе?) Несмотря на то, что фильм "о женщине" выигрывает в сравнении с малобюджетным и скромным по стараниям The Spider Woman, съемки каверзных злодеек не так уж вдохновляли режиссера: вопреки эстетике гипноза с привлечением дизайна интерьеров, способного польстить глазам ценителя, фильм уступает лучшим образцам сюжетно и по общему уровню съемок. Увы, Хиллари Брук вряд ли достойна сравнения с мисс Зондергаард по таланту воплощения экранных дьяволиц - несколько пугает и навязчивое явление Пола Кэвене (третье по счету? четвертое?), который, кажется переиграл половину холмсовских злодеев - и не злодеев, хотя претензий к нему я не имею, пусть уж будет) И вновь, и вновь кровавые убийства: палец инженера - конечно же, неплохо, однако вспомним, что у инженера был отрублен всего лишь один палец, что не извиняет желание лишить их половину женщин Лондона) Оставим, впрочем, превратности киносюжетов, дрейфующих от оккультизма до гипноза и всего, что могло бы приглянуться сэру Артуру: в серии, окольно связанной с "Пустым домом", является не кто иной, как архивраг великого детектива, профессор Мориарти собственной персоной) Казалось, не было падений и не было смертей: зловещий и ужасный вновь желает свести счеты с мастером сыска - даром, что на сей раз мы имеем Генри Дэниелла в роли гения преступности. Мое давнее желание видеть Дэниелла злодеем, впрочем, осуществилось не так удачно, как я на то рассчитывала, - вспомним общий уровень серии и сценария, - однако сам профессор прелестен в своем нервном, чуть манерном и неоспоримо притягательном для зрительниц образе) На моменты медицины с первым врагом Холмса сценарий, увы, скуп, но даже маленькая и безобидная заноза при хорошем исполнении может толкнуть нас на проекции




10. Sherlock Holmes: Pursuit to Algiers (1945). ...Нет: режиссеру не так уж и поддался жанр корабельного детектива) Увы: пригодного пространства для нагнетания атмосферы в духе готики на современном лайнере не достает, а из подручных средств имеется лишь густой туман - местами уж слишком густой) Отправив Холмса на почетную и опасную миссию - охранять морской вояж наследника фиктивного восточноевропейского престола, создатели серии были столь любезны, что наделили любовным похождением самого доктора Ватсона - не столь удачным, зато способным обнажить вокальные данные коллеги и верного друга) Однако же вернемся к фильму - который снят малобюджетно: стоит ли говорить, что построить зал и 1, 2, 3 каюты не так уж сложно и дорого?) Печалит качество персонажей третьего плана и массовки: в сравнении со Scarlet Claw это, пожалуй, шаг назад, не говоря о несколько усредненной главдаме-и-певице, а также псевдо-короле - один лишь взгляд на блеклого и совершенно заурядного юнца может спровадить зрителя на путь скептических раздумий) Даже злодеи не вполне сложились: признав определенный негодяйский шарм почетного доктора Геббельса всей пропаганды Голливуда, замечу, что Мартин Козлек в роли главной боевой единицы и опасного метателя ножей выглядит, скорее, как бандит из подворотни Петербурга, - ностальгично, но не весьма приятно) Впрочем, нельзя и игнорировать добротный медицинский момент с бедным метателем, случившийся путями Холмса и чрезмерно резкого закрытия иллюминатора при просунутой в него руке бандита) Приятной неожиданностью было явление мистера Стэплтона из "Собаки" 1939 г., Мортона Лоури, - на сей раз в образе замаскированного наследника монархии: что-что, а тонкий, но при этом навязчивый саспенс, Мортону прекрасно удается даже без бабочек, болот и сэра Генри) Возмутительное происшествие с избиением ШХ бандитами заставило верного зрителя вздохнуть и несколько взгрустнуть насчет того, что в восточноевропейских странах не владеют этикетом негодяйства так, как овладел им Мориарти-Этвилл, - впрочем, для серии, не претендующей на нечто выдающееся, можно и это счесть за зрелищность, поволновавшись за судьбу великого сыщика)


11. Sherlock Holmes: Terror by Night (1946). ...Увы: пожалуй, худшая из всех 14-ти серий) Вопреки классическому до мозга костей сюжету об убийце в поезде - и вопреки режиссерскому пристрастию к съемкам в закрытых помещениях, фильм снят не только дешево до неприличного, но и средне, как в плане сюжета, так и актеров, и даже съемок. Куда-то провалился саспенс, за который вряд ли можно счесть бесчисленное задергивание занавесок пассажирами, - развязка, в кои-то веки, случилась не в финале фильма, а серьезно на пути к нему - да и в кастинге есть печальный и непростительный пробел) Сначала о приятном: в этой серии неизменно героичный мистер Холмс сможет не только вернуть большую драгоценность, раскрыть букет убийств и хитроумно изловить преступника, но и оказаться один на один с суровой и неумолимой силой мчащегося поезда, не уронив высокой планки спортивного мастерства, каким должен владеть викторианский джентльмен) При всем моем неоднозначном отношении к персоне Лестрейда, исполненного Деннисом Хьюи, было бы несправедливо не признать, что видный и приятный глазу мужчина-и-инспектор в этой серии не только играет в сюжете не традиционно-побочную, а надлежащую ему роль - ловит преступника, но и имеет драматичный медицинский случай, по счастью, не фатальный) Этим, пожалуй, достоинства и достопримечательности серии исчерпываются. Главным из недостатков сочту экранный образ одного из безусловно культовых персонажей сэра Артура - грозы индийских тигров и британской знати, полковника Себастьяна Морана) Я могу допустить вполне серьезную степень несоответствия внешней стороны актера внешней же стороне образа - но никак не могу себя заставить поверить в такого полковника и шулера) Печальное положение смогла бы спасти хорошая игра с ньюансами, однако же имеем, что имеем: остается лишь горько пожалеть, что для нас утрачен фильм о Холмсе 1929 г., где Морана сыграл идеальный претендент на его роль, сам "господин полковник" Дональд Крисп) Увы: с момента игры в карты с Ватсоном ценителю канона будет практически известно, кто есть Моран среди несчастных пассажиров, - интрига раскрыта преждевременно, что не может не удручать. Реабилитацией сюжета было решено заняться на завершительном побоище - и в некоторой степени шутка великого сыщика действительно оживила всю банальность, но критик остается с прежним, критичным мнением, а Terror by Night ничего не остается, как занять последнее место на пьедестале сериала)


12. Sherlock Holmes: Dressed to Kill (1946). ...Итак, последний фильм ШХ с Рэтбоуном) Стремясь оправдаться за несколько провальный эпизод, авторы серии уж постарались вывести ее на лучший уровень - что не вполне сложилось, однако серия по-своему достойна и занимательна. Печалит то, что эпизод заимствует мотивы неоспоримо культового "Скандала в Богемии": увы, экранные труды мисс Морисон остались мной неоцененными - "та женщина", и даже ее суррогат, не владеет в моем видении ни фунтами вульгарности, ни соверенами самодовольства) Мисс Адлер, помимо острого ума и способности логично мыслить, должна быть достойна Холмса и как личность - такая личность, которой смог бы восхититься и не знающий слов любви аскет) Как именно мисс Морисон можно соотнести с чудесным, умным и благородным Бэзилом, осталось для меня загадкой - впрочем, мужская аудитория может иметь и свое мнение насчет персонажа или, скорее уж, актрисы) За вычетом прискорбно навязчивого обращения к теме "Шести Наполеонов", фильм прекрасен тем, что при разгадке тайны музыкальных шкатулок милый Бэзил не раз наигрывает на скрипке и даже на фортепиано) Канонный сплин и душевные муки ввиду явления мисс Адлер в жизни Холмса также умиляют зрителя - не говоря о медицинском моменте, кажется, первом среди фильмов, если вычесть эскапады Этвилла в The Secret Weapon: болезненная чувствительность великого сыщика к попыткам верного доктора промыть небольшую ранку внушили мне сентиментальные чувства) Немного сумрачный - и чуть лиричный Бэзил достойно завершает киноэпопею "прощальным поклоном" в сторону детективных умений Ватсона, тем самым расставив все точки над "и" последнего фильма и оставив нас в приятных, любящих чувствах) Спасибо Бэзилу - и всем-всем-всем, кто сделал этот сериал достойным)



@темы: Приказано играть, Since I've been loving you, History of madness, Rathbone, ШХ, Fire At Will, Daniell