Falcon in the Dive
Мне давно хотелось обобщить и подытожить мои раздумья о Джордже и его талантах - "Дэвид Копперфилд" Бэзил помогли мне найти ключ) Итак: называя Джорджа великим актером, я в то же время понимаю, что актером - в строгом смысле слова - он совершенно не был. Сам он об этом говорил нередко и упорно, что можно было бы списать на позу или показную скромность, но истоки подобных выводов были ему очевидны - надеюсь, что и я не ошибусь. Итак, Джордж Сандерс, человек талантов, список которых впечатлил бы любого скептика, - кто он? Народная молва гласит, что человек талантливый должен быть хорош во всем: думаю, меня не обвинят в необоснованном преувеличении, если скажу, что Джордж был гением - и не только гением актерства, как, скажем, Лайонел. Он обладал суммой талантов и глубиной видения, которые могли бы сделать его мастером практически в любом подвиде творчества, для которого не нужно узкоспециальных знаний, - последнее, ввиду ужасной лени. Если у Этвилла и сэра Седрика талант был сконцентрирован сугубо в одной точке, и рождены они были именно актерами, то Джордж, рискну сказать, был задуман писателем, драматургом, сценаристом. Если классический актер должен владеть искусством перевоплощения в другого, тем самым будучи, скорее, исполнителем и проводником чужого творческого импульса, Джордж был тем самым человеком, который не только вверенные ему образы, но самую свою жизнь воспринимает поэтично, творчески, как настоящий автор. Мы долго веселились, говоря о том, что сценарии он не читал и никогда не играл то самое, что от него хотели, - при этом он играл так глубоко, как умеют немногие, и не с точки зрения глубины образа, а с позиций его понимания, интерпретации, выявления того, на что литературоведы потратили бы не одну статью. Фактически, его актерская игра является тем, что в наше время окрестили бы "фанфикшн": не обладая способностью выйти за пределы собственного "я" и сыграть то, что для него чуждо и неприемлемо, Джордж в то же время старался обосновать свое личное видение не в чистой технике, а в собственном понимании образа - и вопреки тому, что между съемками сцен он не штудировал сценарий, а предавался сну или решал математические примеры, совершенное чувство непрерывности и непротиворечивости образа сопутствует ему вне уровня таланта режиссера и степени логичности повествования. Он был философом - он был выдающейся личностью, и одно это служило гарантом того, что наполнение образа будет нетривиальным и многоаспектным. Именно эти два таланта - способность создавать и анализировать - привели к тому, что я люблю припомнить в каждой второй моей рецензии: образы Джорджа можно исследовать с не меньшей эффективностью, чем образы литературной классики, и снимайся он не в загнившем Голливуде, а в лучший период кино СССР, он полноправно считался бы великим актером)