Интересно, свободна ли еще почетная степень по психологическим наукам?) Я, конечно, поношу сие явление по этически-идеологическим причинам, но так как мне приходится отнести себя к категории "невозможных личностей" (с) Эддисон, то последние годы - десятилетия? - я занимаюсь именно самокопанием, по глубине сравнимом с шахтами Донецка) Копание произвело на свет занятную концепцию, нечто аналогичное которой я буквально сегодня прочла у Юнга:
...итак, два экспериментально выведенных и довольно радикальных способа ликвидации психологических проблем есть прямо противоположные друг другу максимальная рационализация и мистификация в ее положительном смысле. Рационализация представляет собой некий отказ от субъективного - тот самый "чистый разум" или грубый материализм, представленный известным персонажем-дуэлянтом русской литературы: не секрет, что наше восприятие вещей в массе своей субъективно и связано с ассоциативными эмоциями, - если постараться от них отстраниться, что, в принципе, должны регулярно осуществлять ученые и некоторые философы, то можно причинно-следственным образом рационализировать формы и истоки проблемы, тем самым отстранившись от нее. Негативные стороны подобного подхода - опять же, в его крайней степени, - то, что если вы не Холмс, жить "чистым разумом" практически невыносимо: поэтому я и выступаю против дурацкой доктрины "объективности" и "обоснуя" - такой подход вне чистых научных областей не только обедняет нашу жизнь, но и имеет весьма сомнительное касательство и к "объективности", и к "обоснуйности" ) Второй способ - как раз то, о чем говорил Юнг: признание некоего внешнего начала - мирового разума, абсолюта, список продолжить, - то есть, некоей силы, которая превосходит довольно скудные в плане решения психологических проблем возможности отдельно взятой личности и обращение к которой дает надежду на их решение. Обратной стороной медали является острое осознание того, как мало на самом деле зависит от человека и насколько иллюзорно представление о том, что кто-нибудь может быть хозяином своей жизни) Есть и третий способ - подмены-трансформации, - но он имеет дело лишь с "внешними" проявлениями той или иной проблемы, рассматривая ее в качестве источника "сырья" для чего-нибудь нейтрального или даже положительного. Таковы промежуточные результаты эксперимента, как сказал бы Этвилл)
@темы:
Очевидное-загадочное,
History of madness,
Вавилонская библиотека,
Рефлексия