Marie Antoinette / Мария-Антуанетта (1938). Уж кто не знает этот фильм - поэтому я попытаюсь высказаться кратко и по сути) Вопреки подозрению, воспитанному во мне фильмами ван Дайка, склонного к протяжной и многобюджетной мелодраматичности, постановка, разумеется, на уровне и безусловно обладает чудовищным бюджетом, да и мелодрама держится в пристойных рамках за исключением главной любовной линии. Фильм вряд ли можно счесть кинособытием без учета всех денежных затрат, однако он по-своему силен и должен бы оставить зрителя в чувствах приятных, а, возможно, и восторженных)
...О стороне материальной: великолепие костюмов будит во мне равнодушие, если только они не надеты на любимого актера, но интерьеры-экстерьеры, выдержанные в эстетичном духе, - наше все: за сим нельзя не восхититься, скажем, роскошными античными "пейзажами" или огромной дворцовой лестницей. С точки зрения любителей истории фильм, разумеется, условен и построен по правилам не факта, но театра: конечно же, персона королевы идеализирована, король Людовик показан совсем уж клиническим болваном, герцог Орлеанский - этаким злым гением и архитектором Революции, и т.д., и т.п. Норма Ширер в роли Марии-Антуанетты есть хорошо знакомая нам Норма, всецело напирающая на театральные эффекты: впрочем, ближе к развязке ее игра и впрямь отлична некоторой драматичностью. Экранный образ короля-болвана при всей своей карикатурности был отменно сыгран Робертом Морли, характерным актером: вопреки тотальному несоответствию монарха занимаемому трону, сложно не прочувствовать внутреннюю трагедийность персонажа, не плохого и не хорошего, а попросту не подходящего для роли венценосного вершителя державных судеб. К образу, созданному Морли, не так уж просто проникнуться симпатией, но семейные сцены, особенно финальные, перед казнью, хочется помнить - и оплакивать судьбу династии и вопреки присущим рецензентам интересам) Нежданно разочаровал любимый мною Тайрон Пауэр в роли вымышленного любовника Марии-Антуанетты, шведского (?) графа фон Ферзен: возможно, проникнуться экранной романтикой к Норме Ширер - непростое дело, но заявленная страсть между ними практически отсутствует, а бедный Тайрон то ли честно проскучал весь фильм, то ли решил, что творческие достижения он оставит для иного кино-поприща) В фильме имеется и чрезвычайно показательный гражданин Робеспьер, исполненный с легкой руки Джорджа Микера: думаю, это минутное явление можно представить квинтэссенцией всех голливудских представлений о "страшном диктаторе" ) Прекрасен - рискнем сказать, что неизменно - Джон Бэрримор, к несчастью, наделенный весьма скромной ролью Людовика XV, упрямо подводящего любовницу - Глэдис Джордж - ко двору: чего стоит один зловещий взгляд при первом знакомстве с ним Марии-Антуанетты) Как мы и говорили, образ герцога Орлеанского, сыгранный Йозефом Шильдкраутом, подпортило желание представить герцога мужчиной своеобразных вкусов - даже поклонники условностей театра вряд ли вынесут подобный "макияж", который и мешает восприятию гения интриг, и, возможно, несколько сковывает Йозефа, сыгравшего гораздо более прекрасного Фуке годом спустя в экранизации Дюма, однако образ не теряет в мягком, скрытном злодействе и особом, вкрадчивом голосе. Пожалуй, самой сильной его сценой стало снятие парика в преддверии буйства Революции - нечто потусторонне-коварное наблюдалось в нем во время этого события) Революционный герцог пригож как внешне - без парика и макияжа, в темном костюме, - так и внутренне: сколь упиваясь лицемерным сожалением, он голосует за смертную казнь Людовика) В целом, достойная роль Йозефа могла бы быть достойней, имей создатели фильма хоть немного чувства меры и позволь сыграть все то же, но в обычной манере Шильдкраута. Однако же, сам фильм был, разумеется, просмотрен во имя нынешних, текущих увлечений - Генри Дэниелла в неимоверно эпизодичной роли Ламотта, занятого "делом с ожерельем": присутствие любимца так второстепенно, кратко, что судить о его образе вряд ли возможно, но мы сделаем подобную попытку) Умилительный душевный трепет, возбуждаемый коварством применительно к его натуре, делает из месье Ламотта очередного тщеславного интригана, который при этом же способен и на драку с падшей женщиной за коробку с ожерельем, - белый парик, немного грима и костюм эпохи довершают эпизодическое явление хотя бы эстетически, если не сюжетно и не характерно. Сложно было бы советовать поклонникам эту роль, но она вполне годится для статистики) ***
Мой вердикт. Определенно фильм, который стоит посмотреть, по-своему прекрасный)
Альбом

@темы:
Очевидное-загадочное,
Приказано играть,
Since I've been loving you,
History of madness,
Revolution francaise,
Daniell,
Schildkraut
читать дальше
Addeson, Аксель фон Ферзен - вполне реальный исторический персонаж, и слухи, что он был любовником Марии-Антуанетты, относятся к тем еще временам...
Общественное мнение очень любит фильм "Сен-Жюст и сила обстоятельств" (наверное, из-за красавчика Сен-Жюста)
Addeson, N.G.J., отчасти - так, но только очень и очень отчасти! - это фильм наиболее близко передающий историческую действительность, там менее, чем во всех остальных, того, что называют художественным вымыслом - или малохудожественных домыслов...
я, наверное, ничего из этого не видел
N.G.J., вот здесь и здесь были кое-какие рассуждения - но практически без ссылок, увы... - Однако точно знаю, что многие из этих фильмов сейчас можно найти в сети...
я сам занимаюсь историей Нового Времени, но сей промежуток всегда был мне больше интересен, как эпизод истории моды и живописи : ))
P.S. Но всё равно граф тут явно лучше, чем в последней "Антуанетте")
А вот что именно в истории живописи?
английские и французские портретисты, в основном. и анимализм.
хотя вот сентиментализм мне редко когда приятен
а для меня, когда как) что-то больше приятно с одной стороны, а что-то больше полезно с другой
а вот из анималистики вспомнились сразу лишь ангорский кот из Ламбине да кинг-чарльз-спаниель работы Буальи
Карл Верне, Стаббс... Очень многое радует глаз)
Но, думаю, мы немного разговорились. Мне стыдно перед хозяйкой дневника.
А вообще, и Северин, и Пшоняк, и Пьер Ванек в "Сен-Жюсте", и Жан Негрони в "Терроре и добродетели" - каждый по своему прекрасен в роли Робеспьера...
хотя мне трудно привыкнуть к более сложной трактовке образа, поскольку я видел только инфернальных и комиксных Робеспьеров))
P.S. Вот кто-нибудь знает, была ли у него собака? Там что-то такое упомянули)
Поляки - Пшоняк и Северин, а вот Негрони и Ванек - вполне себе французы!
Всё пытаюсь развеять демоничнический образ в своей голове)
К слову о списке, "Дантона" я, кажется, смотрел (это же там Робеспьеру причёску попортили?))
И простите, что всех назвал поляками)
N.G.J., да, я тоже начинала со всего пафосного и демонического, но, как и в случае с горе-Генрихом, многое из демонического обусловлено отрицательной поэтизацией личности и ее деятельности)
- Он не может улыбаться! Нет, он даже не может есть и болеть!
Я уже подумываю написать статью об этих связях с горем куриным, но люди будут, мягко говоря, не рады))
У нас уже выстраивается целый ассоциативный ряд "Робеспьер - де Валера - Гиммлер" )
О, это прекрасно))
Я попробую, но надо пока поднакопить материал, поскольку история Нового Времени - мой профиль, не хотелось бы ударить в грязь лицом)