Ввиду одной дискуссии я, хоть и нехотя, подниму пикантную тему происхождения месье инспектора. Когда я начала читать книгу, во мне заговорила моя неталейрантность, и я сделала для себя следующие умозаключения, которые плохи для бережного отношения к канону и хороши для фэндома - все равно, что так, что этак, а даже в фильмах инспектор уже фанонный, что уж о фиках говорить.
читать дальше1. Жавер - антипод монсеньора Бьенвеню. Кто-то может, глядя на этого священника, всерьез поверить, что он был светским развратником? Я - нет, разве что со слов Гюго. Тем не менее, об этом косвенно свидетельствуют 1-2 его бывших светских привычек. Вспомним также былые замашки Вальжана-просветленного. Какие привычки инспектора свидетельствуют о какой-либо связи с его прошлым до 16-18 лет?
2. Как в первом, так и во втором случае, указание на прошлое героев видится мне элементом сугубо декоративно-притчевым. Нам показаны характеры в развитии - так ведь нужно и доказать, что было от чего развиваться. Жавер рожден в тюрьме, его отец - каторжник - чем не стартовая площадка для развития? Вспоминая западное кино, мы видим, что в 2-х из 3-х фильмов все этим и заканчивается, включая мюзикл, где просто сообщается, что он родился в тюрьме. В О-98 это было важно только ввиду линии Фантины - и это объясняло жестокость с ней Жавера, но явно шло вразрез с каноном. Описанное же в каноне мне напоминает истории, когда кто-то родился из ребра Зевса, а кто-то - от "женщины и кабана" (с), при этом и тот, и другой выглядят вполне греками или же немцами) Это, знаете, сродни чуду Эсмеральды, когда по внешности девушка явная цыганка - и тут, мановением авторского пера, она француженка)
Из вышесказанного выекает нижеследующее:
3. Какое значение имеет конкретно национально-расовое происхождение инспектора? Для меня - никакого от слова никакое) Чисто внешне, не зная о том, что там вкладывал автор в наши мозги, можно вполне предположить, что отец его был каторжник - он на такого и похож. И все: кроме самого начала его истории, это не поминается нигде. Для автора важно, что он такой-то и такой-то полицейский, для него не важно, умел ли он играть на гитаре и хватался ли за нож при каждом оскорблении. Едва появившись, эта линия сразу же отрицается самим автором - так а зачем же она тогда читателю в моем лице?) Это история не полукровки, который предал родную, но гадкую среду, это история честного человека, который вышел из бесчестной среды. Вещи все-таки для меня разные.
4. Мне кажется, что самое начало истории Жавера писано таким же манером, как его "логичное" самоубийство в финале. Оно выбивается из картины - таково мое ощущение.
5. При тех вопиющих противоречиях, разоблаченных мной и нами в интерпретации этого образа, я оставляю за собой право считать символизмом то, что я считаю символизмом (а-ля чтение в темноте). Это я считаю символизмом и риторикой Гюго. Возможно, банальным желанием "подогнать" инспектора под логику монсеньора.
6. В плане творческом я беру за каноническую версию событий в О-78, где мы знаем только то, что он был рожден в тулонской тюрьме и его отец был каторжник. Этого мне вполне хватает для любого обоснуя в плане его характера. Делая выводы: для меня все это шито белыми нитками, как воротник Тома Сойера. И в жизненном, и в символическом плане, и для сюжета имеет значение только одно обстоятельство: его отец был преступником и он об этом знал.