Les Miserables / Отверженные (1934) (I). Да, я еще не устала их смотреть xD Итак, фильм французский, я бы сказала, на удивление хороший фильм, потому что это дух 30-тых, это символизм, это медленные, прочувствованные эпизоды и акцент на игре актеров. Думаю, что на него ориентировались создатели О-58 - причем, я бы сказала, капитально в некоторых моментах. Честно говоря, меня как любителя старого кино некоторые эпизоды просто повергли в восторг: кино созерцательного характера, напряжение создается паузами и молчаливыми сценами. Жутковатая обстановка, мрачная - и в то же время, при том, что черно-белое кино, сцены на местности вот прямо так и чувствуются: лето, зелень, красота) Вывод по первой серии: скажу сразу, чтобы можно было оценить. Я считаю этот фильм шикарным. Не думала, что меня еще можно поразить в плане экранизаций О. - как оказалось, можно. Я человек, предубежденный в пользу старого кино, но в художественном плане мне этот фильм кажется очень мощным. В плане и художественном, и как экранизации, я бы поставила его сразу после О-35, почему после - по трем причинам: сжатость-конкретика; линия инспектора; епископ (ну, и четвертая: сам стиль французского кино мне не близок). Я не могу сказать, лучшая ли это французская экранизация: все же О-58, при том, что и дух романа передает, и местами символичный, - это эпическое полотно, да и Габен, да и тот факт, что этим фильмом они явно вдохновлялись. Здесь банальный выбор между тем, что больше заслуживает признания - оригинальная версия или же более поздняя, переработанная и улучшенная) По крайней мере, в плане цельности картинки, напряженности, подбора эпизодов я отдам предпочтение О-34, хотя у них есть один общий недостаток - слишком уж длинное и протяжное кино.
***
Значит, инспектор.
... Его первая и единственная беда: в этом фильме он мало кого интересует. То есть здесь его рассматривают как некое приложение к Вальжану. В остальном же... скажем так: из фильмов 30-х гг. у нас имеются Шарль Ванель, Кораблев и Лоутон. Совершенно очевидно, что это не Лоутон. Инспектор Кораблева мне все же кажется более сильной личностью: инспектор Шарля как-то немного клонится в сторону того, что мы видим у его последователя Блие. От него могут шарахаться на улицах, но делают это не всегда.
*
Пока оставим его образ, до тех времен, когда я досмотрю все три серии, и пройдемся по нашим милым эпизодам. Шикарной я считаю сцену с диалогом между месье мэром и инспектором а-ля: да, без домкрата его не вытащишь... не вытащишь, вы правы... наверное, он обречен... ага... *ах, да* здравствуйте, Жавер... здравствуйте, месье мэр... В сцене ареста Фантины инспектор просто-таки шикарно вертит тросточкой) Ах, да: совсем забыла, здесь нам показывают, с каким лицом он писал донос в Париж - я верю, так и писал, сурово, но внутренне мучился. Значит, вернемся к нашим делам ареста: что приятно, при мольбах Фантины инспектор и есть каменный, вот так вот, ноль эмоций. Он, правда, не стоит, а сидит, но если это не статуя, то уж точно бюст) Правда, потом он встает и мы видим уже статую)) По крайней мере, я за него рада, что нервы у него в порядке - если учесть, сколько по времени умоляла его Фантина) И - господи, боже, ну наконец-то я увидела, как она хватает его за руку, за руку, а не за ногу и другие части тела xD К сожалению, шок нам не показали, но как он в конце от месье мэра отшатнулся - да, в это я верю.
*
Сцена с доносом на себя здесь вряд ли удалась - лично мне вряд ли стало бы понятно, почему инспектор просит именно выгнать его. Он как-то слишком однообразен, слишком неэкспрессивен. Сцена ареста месье мэра - ну, что я могу сказать, движения-то у него канонные, а вот сам эпизод мне как-то не понравился, практически ничего из его заявленных реакций я не вижу. Да и согласился он оставить в покое месье мэра как-то сам по себе и без угроз) Что меня порядком удивило, так это зачем этот Жавер при виде умершей Фантины снял шляпу) Я понимаю, инспектор-Энтони, но здесь... здесь что-то нечисто, надо смотреть дальше)) Весь эпизод инспектор разыгрывает некий предмет мебели... но как же пафосно он Жана в самом конце схватил за плечо) Напоследок - как же долго и упорно инспектор стучал в дверь мэрского дома, пока Вальжан собирал свои деньги)) "Открывай, Вальжан: Жавер пришел!"
*
В общем и целом, я пока с трудом могу понять, в чем проблема месье Шарля - то ли для символа он недостаточно экспрессивен, то ли дело в сценарии, который его задвинул на задний план. Он символичен - не настолько, насколько хотелось бы, но в нем это присутствует. Скажем так, это символичный Блие более сурового пошиба, однако нет в нем этого высокомерного, презрительного величия. Но премию за лучшую каменную физиономию в сцене ареста я готова ему отдать прямо сейчас, равно как и почетное пятое место в кое-каком немаловажном списке) Да, я говорила, что как мужчина он меня вполне привлекает?) Это, конечно же, сверхважная информация, но для меня это так же важно как его каноничность или неканоничность xD
Любимый эпизод:
ак же долго и упорно инспектор стучал в дверь мэрского дома, А это мне кажется проколом режиссера. Там вообще со временем периодически странно.
Шикарной я считаю сцену с диалогом между месье мэром и инспектором Диалог да, но я не увидел в этой сцене связки Вальжан-Жавер и оттого считаю ее провальной. Жан в этом моменте тоже важную роль играет, а его-то и нет почти. Поэтому странно с моей точки зрения выглядит сцена написания доноса - мало ли сильных людей во Франции. Хотя - звучало ли в первом эпизоде прозвище Вальжана? Если да, то вот тут все боле-менее встает на свои места.
*
В сценке диалога мне понравилось то, что я вижу далеко не всегда, - нервная реакция инспектора на события. Вот чтобы не просто убегал обиженным/в ярости, а чтобы синие губы и далее по тексту. Здесь же он как-то занятно от месье мэра отшатнулся - споткнулся, что ли, в любом случае, мне очень понравилось) То есть понравился именно инспектор, Вальжана я там не оценивала. Донос мне тоже показался странным, но теперь я его вижу в общей линии переиначенных эпизодов. Тут даже странный какой-то инспектор вырисовывается, мне будет интересно его покопать)