And that's what makes a man (c)
E. Orczy "El Dorado". Помимо священного долга прочесть все книги с гражданином, читала ради того, чтобы лучше понять АП-82 и сюжет с дофином. Итак, что я могу сказать о книге? До самой последней главы во мне крепла уверенность, что баронесса задумала ее как последний мощный удар по Республике) В целом, она повторяет сюжетную модель
The Elusive Pimpernel: актриса в завязке (вот любит Орци актрис!), выманивание Маргерит во Францию и пребывание ее в заложницах, письмо сэра Перси, обман сэра Перси, даже финал кажется мне немного аналогичным - правда, место гражданина Колло, товарища Шовлена и Фуше, занимает - скорее всего, вымышленный - гражданин Эрон. Да что там - присутствует даже лес в Булони, упомянутый в предыдущей части) Что же: должна сказать, что будь этот роман кульминацией серии, и кульминация вышла бы добротной. Во-первых, напряженный и масштабный сюжет: похищение дофина происходит в первой части романа, все остальное - расхлебывание его последствий. Более того - игра с Шовленом становится серьезной, здесь уж не обойдешься табакеркой с перцем и легкими шутками) Интрига удачно сохраняется до самой последней главы - правда, на мой взгляд читателя, кульминация самого произведения получилась смазанной после большого напряжения глав предыдущих, а так называемый "спад действия" и вовсе вышел обрывочным. В целом, готова признать, что в плане сюжетном роман превзошел даже
Elusive. Из недостатков композиции назову традиционное: слишком большая затянутость повествования ввиду неизменного романтического стиля и длинных пассажей несобственно-прямой речи, они же - описания т.н. ангста и прочих переживаний, в том числе любовных)
читать дальшеТеперь что касается персонажей и их отношений между собой. Прежде всего скажу, что не могла бы и представить, что Арман Сен-Жюст, он же брат леди Блейкни, - настолько непроходимый болван и неадекватный человек. Предать родного предводителя - во имя кого? девушки? - да, весьма героический поступок. С моей колокольни, после него нужно было товарища линчевать - или хотя бы сдать его на пару месяцев Шовлену, в застенки гестапо Революции. Девушка Сен-Жюста, мадмуазель де Ланж, вызвала во мне смешанные чувства понимания и уныния: да, юное, невинное и наивное создание, но при этом не обремененное излишним серым веществом. Барон де Батц примерно такой же, как и в фильме, - разве что больше болван, да и юный Капет ему не достался в итоге. Вот кого мне будет не хватать в АП-82 - так это гражданина Эрона. Баронесса, верная канве Elusive, сменила Колло на примерный его аналог - страшноватого, брутального и хамовитого главного агента, противопоставленного тонкой душе, Шовлену, как раз по этим параметрам. Из-за недалекости ума и взрывного темперамента (не говоря уж о виртуозной - жаль, не расписанной - матерщине) он имеет свойство попадать в дурацкие ситуации - взять хотя бы мое любимое падение сэра Перси на его персону, ввиду которого гражданин Эрон получил травму, что позволило читателю хоть немного, но его пожалеть) Да и финальный выверт, проходивший по чистой схеме сына Зорро и полковника Матсадо, оставил читательские чувства в адрес бедняги Эрона в более благоприятном виде) Что касется сэра Перси и Маргерит, то их отношения разыграываются по тривиальной схеме Elusive. Что меня изумило - так это то, как легко и ненавязчиво сэр Перси простил предательство Сен-Жюста. Понимаю, что он доброй души человек, да и хотел сохранить для жены любимого брата, но подобный выверт должен быть хоть как-то наказан, я так думаю.
Подводя итоги по книге в целом. Это более тяжелый, напряженный и серьезный роман, чем первая книга из серии. В сюжетном плане я даю ему преимущество над остальными книгами, в плане выдержанности композиции, увы, роман не радует, как в плане общей сюжетной новизны, включая ключевые межличностные отношения. Если воспринимать "Эльдорадо" как своеобразный сиквел The Elusive Pimpernel, тогда логика изложения требует того, чтобы в конце этой книги вопрос с Шовленом был решен раз и навсегда, как и, впрочем, вопрос о продолжении серии, чего, увы, не случилось, поэтоу и имеем несколько "слитый" финал. О Шовлене
Боюсь, что "первоцветная" серия вплотную подошла к той точке, когда персонажа следует спасать от автора) В этой книге, не имея возможности ознакомиться с финалами хаммеровских фильмов, Орци делает небольшой просчет. Скажем так: главгады у нее делятся на две крупные категории, условно назовем их "блестящий хам" и "маньяк-убийца". К первой я традиционно отношу людей злодейского склада, которые умеют провернуть дело красиво, тонко, искусно, при этом не устраивая "массовые захоронения в неустановленных местах" (с) Вторая - здесь все ясно, всяческие ненормальные маньяки-революционеры, в которых нет и не должно быть ничего привлекательного, вроде граждан Колло и Эрона. Думаю, очевидно, что Шовлен принадлежит к категории первой. В начальном романе он был заявлен как несколько неоднозначный персонаж: да, не гнушается средствами, но все же патриот и делает это не для себя, но для блага Республики, которой тот же сэр Перси вредит, спасая врагов народа. К тому же Шовлен умен - возможно, умен до той самой степени, когда только фанатичный патриотизм и амбиции мешают ему возвыситься над всей этой бренной суетой, уйти в отставку и растить цыплят. Мой вопрос: зачем же переводить такого персонажа из первой во вторую категорию? Шовлен ведь и был славен тем, что даже держал свое слово, полагаясь на хитрость, а не на толпу солдат и инквизиторские методы. Разве нельзя не восхититься тому, как жертвы сами попадают в его паутину, безо всякого к тому грубого принуждения? И неужели было бы менее занятно показать его человеческую сторону, а не послать гражданина на планомерное сближение с Фуше?) Ведь в Elusive Орци вплотную подошла к тому, чтобы показать гражданина человеком, - и вот (внезапно!) перед нами предстает новый месье Жозеф - или Генрих? - который пытает сэра Перси методами гестапо, вместе с дружком Эроном издевается над беззащитными детьми, матерится и вообще ведет себя недостойно звания тонкого злодея. Ладно уж мы с нашим фанонным образом - а каково это все выносить простым читателям?) Считаю, что это вопиющий пример непоследовательности в отношении собственного антигероя: еси в первой книге он дан в качестве такой себе зарисовки, то эта разом перечеркивает то, что было достигнуто в Elusive. Каким образом Орци обоснует сюжет одной из своих последующих книг, я не знаю, и если бы мораль меня интересовала больше чисто фанонных проекций, то после этого беспредела в Париже интерес к Шовлену я бы, наверное, потеряла, ибо злодей злодею рознь. К счастью, у нас есть фанон, в котором гражданин гораздо более человек чести и философ, поэтому - что же! - будем терпеть изыскания Орци и дальше)
Что касается конкретного воплощения гражданина в "Эльдорадо". Если в Elusive Шовлен еще нервничал и радовался, то здесь в нем, очевидно, скончались в муках последние остатки человечности, что сделало его холодным, расчетливым и язвительным негодяем, одержимым идеей-фикс, в худших традициях интерпретации инспектора Жавера. Здесь его несколько меньше, чем в Elusive, однако он присутствует в, скажем так, достаточном количестве) Деятельность и манеры у него остаются все прежними - правда, теперь он не гнушается никакими средствами, вплоть до совсем уж гестаповских, ввиду чего я искренне подумала, что раз уж в предыдущей книге сэр Перси порывался его задушить, значит, в этой, хоть немного, но придушит) Честно говоря, после такой "бурной деятельности" я смирилась бы и с летальным исходом - фанон фаноном, а подобное все же нелегко простить. Не совсем понятен, либо откровено неудачен, либо притянут за уши следующий сюжетный поворот: неужели, пустив Маргерит в камеру к сэру Перси, Шовлен, с его-то мозгами, не догадался бы обыскать ее и при выходе - или хотя бы попытаться каким-то способом подслушать их беседу? Ясное дело, что сэр Перси ее проинструктировал должным образом, что и разрушило все шовленовские планы. Правда, баронесса делает попытку компенсировать эту странность сюжета, но в плане Шовлена все это выглядит несколько загадочно. Что касается прочих милых деталей, их, к сожалению, не так уж много. Из книги мы узнаем разве что тот факт, что Шовлен был скверным наездником - впрочем, это было очевидно) Угрожая Маргерит расстрелом, он по-прежнему измывается над ней в своем галантном стиле - даже, путешествуя с ней в одной карете, успевает подать его руку)) Что меня умилило, так это суровость отношения Орци к собственному персонажу. В итоге гестаповских методов сэр Перси был приведен в несколько незавидное состояние, ввиду чего даже сердце Шовлена едва ли не смягчилось - но нет! - баронесса тут же отказывает ему в подобном проявлении чувств) Честно говоря, злодей без страха и упрека вряд ли будет так интересен читателю, как более человечный злодей) Из сюжетных перипетий гражданин выходит целым и здоровым: сэр Перси только лишь порывается швырнуть в него кружкой, в финале же Шовлен совсем не появляется перед зрителем, отосланный на поиск мифического дофина и на нежданную встречу с гвардией де Батца. С одной стороны, читатель и рад тому, что несчастный маленький Шовлен успешно пережил очередную книгу, с другой же - негодяй скрылся безнаказанным, что не вполне по законам Голливуда)