Еще о Шовлене-МэссиЛадно уж, опубликую хоть кусочек)
Итак, Рэймонд Мэсси. Каков этот Шовлен в плане книжном? Он основан на АП-1, что позволило сценаристам отразить то самое, чего не весьма хватает АП-82, - легкий (именно легкий) юмор. Бесчеловечный палач и злодей, который может быть забавным, местами комичным, - две большие разницы. Классический Шовлен мне казался как раз-таки несколько забавным неудачником - никто не отнимает всей его суровости, и АП-34 нисколько не отнимает, но Шовлен при этом не превращается во второго Фуше или же "сатану в рединготе". В каком-то смысле он более человечен, более прост, а я такой зритель, который ищет человечность даже в негодяях) Однако вернемся к Мэсси и проследим его по эпизодам. Он каноничен в отношении к Робеспьеру - в АП-82 гражданин несколько пресмыкается перед шефом, я бы даже сказала, паусет перед ним, тогда как в АП-3 Шовлен умел себя держать и говорил с ним спокойно, почти на равных, даже не без иронии, что логично для человека, который знает цену себе и своим мозгам. Мэсси манерен, сдержан и едко ироничен - он умело балансирует между вечными двумя сущностями: внешней галантностью, непробиваемостью, тонкой язвительностью и азартностью, которая лучше всего проявилась в АП-3. Это человек, который тихо улыбнется, когда сэр Перси швырнет в него кружкой. Это также и человек, который будет неумолимо и энергично преследовать сэра Перси до последнего. Это цельная личность, умеющая руководить людьми и, где нужно, быть грубой, - но это же и личность, способная переживать, расстроиться, проявить человеческие чувства. Более того: это человек, способный попасть в дурацкие ситуации ввиду своей чрезмерной серьезности, что очень канонично отражает превосходство над ним сэра Перси и снимает лишнюю напряженность, что и случилось в финале АП-1. Практически до последней сцены с расстрелом гражданин соответствует себе из АП-1. Более того: боюсь, это единственный гражданин, которого я могла бы представить в финале АП-3 - павшим на стул, в прострации и бессознательном блаженстве по поводу *якобы* победы над сэром Перси. Итак, соотношение злодейства, галантности и нелепости у Мэсси, я бы сказала, добротно выдержано в духе "классического" Шовлена.
@темы:
Приказано играть,
Вавилонская библиотека,
Falcon in the Dive