понедельник, 07 ноября 2011
Небольшое уточнение по поводу
Reign of Terror. Насчет него случилось смешение понятий, в которое я обычно не вдаюсь, потому что я не искусствовед, а зритель, вообразивший себя критиком. Когда я говорила, что у фильма прекрасная режиссура, я имела в виду постановку эпизодов - тайминг, само видение некоторых моментов и все в подобном духе. Понятие режиссуры для меня весьма расплывчатое, и в каждом из случаев я вкладываю в него что-то свое, чаще всего - общий уровень и впечатление от фильма: не читая специальной литературы, чего я, конечно же, не делаю, сложно провести грань между режиссурой в ее чистом виде и заслугами тех же актеров. О какой, к примеру, режиссуре можно говорить в случае Джорджа, когда внимать мудрым советам/отчаянным призывам было бы предпоследним, что он сделал помимо непрочтенного сценария?) И далее: печальная игра мисс Крейн сумела испортить фильм даже такому видному режиссеру, как Премингер, - очевидно, он так и не смог этому помочь. Если вспомнить
La terreur: при всем моем уважении, о какой здесь можно говорить
кинорежиссуре?) Это театр, а театр, как правильно замечал сэр Седрик, - это актеры. Здесь нет кино в том смысле, в каком оно присутствует в
Reign, когда некоторые смыслы передаются средствами, характерными (и возможными) для этого вида искусства.
...Мы подходим к той самой теме, которая заинтриговала меня по просмотру фильма. Определяется ли мастерство режиссера общим уровнем фильма и, в частности, возвышенностью/пошлостью самой истории? Бывает, что по высокой классике снимается гадкий и пошлый фильм - увы, слишком часто в наше время. Бывает и так, что по сценарию, в котором есть свои проблемы, снимается фильм высочайшего уровня. "Все о Еве" мог быть и вторым - вернее, первым - The Bad & The Beautiful, а Laura - пошловатым детективом. Я ничуть не против, когда средний роман вроде "Ребекки" замечательно экранизируют, - но что сказать в том случае, когда уровень фильма и первоисточника идеально соответствуют друг другу?) Для меня прекрасно снятый фильм категории "В" есть все же прекрасно снятый фильм, и не преувеличивая его художественный уровень, я могу отдать должное стараниям человека, снявшего качественный, напряженный боевик в старом смысле этого слова. Что касается Reign, фильм достоин исходника, чьи авторы писали и сценарий: это пошлая авантюрная дешевка, какие мне, увы, встречались, когда речь заходила о Второй мировой. Можно ли было снять что-либо другое по сценарию, приправленному фразами "Не зови меня "Макс"!" или же диалогами в стиле "Ты кто? - А ты кто?" Мне кажется, что нет, - и понимая его общий уровень, сам Премингер фильм бы не спас. В некотором смысле фильм получился и несколько лучше первоисточника: актер, играющий Фуше, откровенно наслаждается идиотизмом, который ему пришлось изображать; "Макс" Робеспьер местами выглядит умней и адекватней, чем того требует нездравая фантазия сценаристов. Пошлость самой истории и ее режиссерского видения я ничуть не одобряю - но сама постановка и, в особенности, работа оператора не могут не вызвать восхищение вопреки всему прочему, и было бы ошибкой не признать достоинства, которые у фильма, безусловно, есть.
@темы:
Очевидное-загадочное,
Приказано играть,
Revolution francaise