Son of Fury: The Story of Benjamin Blake / Сын ярости: История Бенджамина Блейка (1942). О том, что представляет собою фильм, должно быть ясно по одному лишь его сюжету) Итак, мы имеем внебрачного сына почившего брата сэра Артура Блейка - сэр Артур, забавы ради, находит мальчика и пристраивает его в свою конюшню. Мальчик растет, затаив на обидчика суровый гнев, - сэр Артур, тем временем, ничуть не изменился и любит отхлестать его хлыстом. Вопреки очевидному, подросший юноша влюбляется в дочь сэра Артура, которая не прочь отхлестать его - ну, скажем, не хлыстом, а хлыстиком, но он любит ее все равно, а сэра Артура не любит. Сэр Артур, не чувствуя сыновней любви, решил применить старое, проверенное средство - избил его хлыстом. И так далее, и так далее)
После ознакомления с сюжетом говорить особенно и не о чем, я так думаю) В общем и целом, это шаблонное-шаблонное английско-тропическое приключение и кинороман о воспитании с участием неизменно приятных глазу Тайрона Пауэра и Джин Тирни, а также вездесущего
***
Не в радость ему бить людей хлыстом, не в радость! Право же, режиссеру нужно иметь немного суицидальные наклонности в отношении своего кинодетища, чтобы брать Джорджа Сандерса на роль брутальной свиньи) Итак, сэр Артур Блейк - напыщенный аристократ в нежных бархатных перчатках, субъект, помешанный на кулачных боях, и персона, склонная к наживе) Ключ к "Портрету" и все прочее.Не стоит даже говорить о вечном - извращении сценария, в котором творческий ум взлелеял грозный образ великосветского брутального типа, любителя то проехаться кулаком по физиономии противника на ринге, то прощупать хлыстом спины своих служащих) Разумеется, сей высокий образ и присущая ему драматичность почили в прахе, едва кастинг, имитируя незабвенных "Ллойдов", назначил Джорджа на роль сэра Блейка) Достаточно внимательного взгляда, чтобы понять - сэр Артур Джорджу в тягость: он страждет, мучится, и даже спасительная ирония порой выходит несколько грустной) Увы, ввиду плачевной режиссуры и борьбы со сценаристами, сей образ можно причислить - нет, не к "Мистеру Мото", но вполне себе к Allegheny Uprising. Впрочем, в фильме есть и свои бонусы - о них мы и поговорим) Прежде всего, это шанс показать чемпионско-боксерские умения - и не в последнюю очередь, прекрасный оголенный торс xD Дабы представить, что худенький Пауэлл, поднаторев в кулачных битвах за n лет поедания кокосов на острове, смог бы побить сэра Блейка, нужно иметь богатую фантазию - и большое снисхождение к трудам несчастных сценаристов) Вопреки "Дому" и "Корреспонденту", а также любимым проекциям некоторых его поклонниц, Джордж оказался вполне спортивен и развит физически - нас спасает лишь то, что по самой своей природе он был несколько полноват, однако при этом отличался завидной легкостью и быстротой в движениях, что было любезно подмечено еще в Saint in London) Отрадой для женского сердца есть и шикарный гардероб - в "Сыне" он более чем шикарен, достаточно вспомнить эти мягкие бархатные перчатки на изящных, отнюдь не боксерских ручках, эти домашние халаты, эти сюртуки, не говоря уж о прическе и том приятном факте, что седина ему весьма к лицу) Итак, помимо поединков - финальный из которых чем-то схож с эпичной битвой Mark of Zorro, только в отсутствии шпаг - и совершенно чудесных костюмов, мне посчастливилось увидеть то, что я, пожалуй, еще не видела в сандерсовском исполнении. Речь идет о том, как Джордж играет сумасшедшего, - в данном случае, жертву минутного умопомешательства. При всех неисчислимых комплиментах в адрес этого актера, я добавлю к ним еще один: Джордж - мастер сильных чувств. И дело совсем не в "шекспировском" раздувании пафоса, который ему совершенно чужд, - когда он исполняет драму, каждая эмоция, прочувствованная до остатка, до самых ее глубин, становится настолько яркой, при всей внешней сдержанности, что особые, драматичные моменты его игры буквально западают в душу. В "Сыне" же Джордж - очевидно, не найдя иного разумного объяснения садистского желания избить хлыстом бедного юношу - оставил привычную сдержанность, и это выглядит сильно, даже немного страшно. За исключением этого момента, Джордж прибегает к неизменным услугам иронии, смягчив суровый образ сэра Блейка до особы, вполне себе воспитанной)
***
Теперь же перейдем к анализу не игры, но сэра Артура как персонажа) Прежде всего, заметим, что сэр Артур - последователь двух известных формул: одна принадлежит месье Талейрану и состоит в том, что как только враг перестает быть опасен, он прекращает быть интересен, вторая же, народная, касается того, как не работать, но жить припеваючи, - именно эти постулаты сэр Артур сделал своим девизом. У сэра Артура был брат - очевидно, старший, потому как владелец имения, - и этот брат, безвременно почив и оставив по себе сына, предположительно, незаконного, дал хороший повод к захвату своей же собственности младшим братом, ввиду чего последний стал жить в роскоши, а сын - в безвестности и нищете) Впрочем, едва овладев недвижимым имуществом - согласитесь, ну чем не кузен Джеффри! - сэр Артур перестал питать гипотетическую зависть и другие нехорошие чувства в адрес почившего брата и даже оставил над камином его роскошный портрет, вероятно, для того, дабы, посиживая в кресле и покуривая трубку, общаться с умершим (погибшим?) родичем и ненавязчиво доказывать тому, какой он был негодник и какой он, сэр Артур, отменный и блистательный хитрец) Память о почившем служит еще одной премилой цели - вовремя напомнить своей женушке, некогда влюбленной в его братца, как он ее отверг: сложно сказать, что именно возбудило в не весьма красивой и слишком уж обидчивой женщине столь сильный гнев на мужа, что она едва ли не помогла его пристрелить, но вряд ли тонкая ирония супруга заслуживает подобной мести, а посему леди Блейк выглядит то ли глуповато, то ли несколько чудовищно, и лавры защитницы всех слабых и угнетенных в ее руках посильно меркнут. Старика-отца из всей семейки радует лишь дочь - но о ней позже)
Об увлечениях и интересах сэра Артура известно лишь одно: он - отъявленный поклонник бокса, кулачных боев, если быть точнее. Перед сном милорд не прочь перелистать свою коллекцию изображений выдающихся боксеров - очевидно, для того, чтобы вдохновиться их спортивным примером, быть выше, быстрее, сильнее и так далее) Должно быть, именно боксерству милорд обязан своей роскошной и угрожающей фигурой тяжелого веса. Впрочем, не кулаком единым жив сэр Артур: судя по наличию большой конюшни и завидного умения управляться с лошадьми, ему не чужд и этот вид дворянского спорта. Отличался ли сэр Артур неспортивным поведением? Вряд ли: вспомним, что он профессионал, состоит в боксерском клубе, и на его поединки делают ставки, - а проявлять неспортивное поведение перед товарищами из светского общества он вряд ли бы решился. Разумеется, сэр Артур не блещет гуманизмом, но о каком же гуманизме модет идти речь, когда мы говорим о боксе?) Бокс для сэра Артура - нечто большее, чем просто увлечение, раз уж в опасных ситуациях он предпочтет не пистолет, но поединок, а посему будем считать, что для него кулачный бой - отнюдь не способ посмаковать жестокость и брутально избить соперника: брутальности в сэре Артуре не так уж много, как хотелось бы сценаристам)
Какие же причины побудили сэра Блейка лет через 10 отыскать несчастного племянника и взять его судьбу в свои руки? Сценарий сообщает, что сэр Артур хотел одновременно утвердиться за счет страданий отпрыска, обезопасить себя от посягательств на имущество, а также позлить супругу сыном ее некогда любимого человека. Из трех причин, пожалуй, выберем вторую: сэр Артур очень склонен к праздной и богатой жизни, ввиду чего не думает с ней когда-либо расставаться, поэтому и решил лишить мальчишку всяких прав, понизив его до статуса слуги (вопросы о линии наследования при явном отсутствии завещания и очевидном присутствии младшего брата - сэра Артура - у почившего хозяина имения оставим на сценарной совести). Само собой, столь ироничный тип, столь страстно любящий свою персону и столь нескромный в самооценке, не упустил бы случая словесно уколоть мальчишку, что он и делает, - мальчишка, впрочем, сам совершает выбор, заявив, что ничего не примет от милорда, и тому остается лишь пожать плечами и отправить нон-конформиста в конюшню. Ироничное безразличие, которое сэр Артур питает к юному родственнику, как нельзя лучше вскрывает суть их отношений: пока мальчишка был неизвестно где и неизвестно в чьих руках, - эти руки, к слову, могли прекрасно им воспользоваться для конфискации имения и титула, - сэр Артур был обеспокоен, но едва племянник был найден и обрел свое место в стойле, сэр Артур потерял к нему видимый интерес и ничуть не заботился о регулярных порках, речь о которых пойдет далее. Остается лишь упомянуть, что в подобной сложной ситуации у милорда могло и не быть особенного выбора: растить мальчишку как своего ребенка он, разумеется, не думал, да и юному Блейку было на него плевать, - Бен на свободе или же у "дедушки" мог легко попасть в руки проходимцев; Бен же, сделанный слугой, терял и видимое право на дворянские права и привилегии, и возможность воспротивиться дядюшке Артуру, что вполне того устроило. Если учесть, что, возмужав, Бен Блейк вознамерился то ли пристрелить его, то ли сделать с ним что-нибудь еще в подобном духе, решение держать его подальше от себя имело и другой резон помимо "мести" братцу)
При видимом отличии от старшего Блейка - повесы и путешественника, сэр Артур, домосед и гедонист, все же имел с линией брата одну общую черту, а именно: припадки ярости (см. название фильма). Но если ярость (и попытки убийства/нападения) со стороны Бена Блейка сценарий считает благородными, то единственный - единственный, заметьте, в отличие от Бена - случай, когда сэр Артур потерял голову, должен закрепить острую ненависть к его брутальности и жестокости, - однако с этим ничего не вышло, и вот почему. Не секрет, что сэр Артур и родня любят пользовать незаменимое средство управления своенравными слугами, имя которому - хлыст. Однако же сэр Артур позволяет себе подобное лишь дважды: первый раз, дабы "одернуть" Бена, уронившего какого-нибудь сэра в лужу, - а второй случай нуждается в детальной и вдумчивой критике. Итак, по логике сценария, проникать в комнату милорда за его пистолетом и явной интенцией жестоко мстить - в порядке вещей и ничуть не компрометирует главгероя: причиной тому должно было стать пресловутое жестокое избиение хлыстом, которое осуществил сэр Артур накануне. А теперь давайте отследим всю цепь событий, следуя которой, юный Бен получил порку, - напомню, что по социальному статусу он конюх сэра Артура и отнюдь не принадлежит к дворянскому сословию, пока это не будет доказано судебно. Итак, юный Бен, одевшись джентльменом (уже, согласитесь, несколько преступно), проникает на бал-маскарад, но вместо того, чтобы себя развлечь, хватает дочку сэра Артура и тянет ее в сад для любовных объяснений и всего им сопутствующего. Девица, то ли питая к нему страсть, то ли притворяясь и его пользуя, что логичней, позволяет ему это - но в минуту пылких объятий сэр Артур застает горе-любовников. Нисколько не разъярившись, не схватив юнца за ухо и даже не повысив голос, сэр Артур ведет его на конюшню - согласитесь, несколько не тот тип поведения, который характеризует брутального и вспыльчивого типа. Реши сэр Артур наказать юнца как следует, он мог бы попросту позвать сочувствующих слуг, отдать им юнца на растерзание и, возможно, получить исход, еще худший, чем у него самого получилось, - впрочем, он поступает по-другому.
Итак, честь дочери поставлена под сомнение - что в таком случае делать мужчине? Сэр Артур выбирает трудный путь: он устраивает поединок между собой и Беном. Конечно, сэр Артур знает, что побьет малоопытного юношу, но другой на его месте не дал бы тому и шанса защититься. А теперь - немного отвлечемся и вспомним "Портрет", один из ключей к которому был обнаружен в Son of Fury) Загадочные отношения между лордом Генри и Дорианом можно интерпретировать по-разному - эта задача стоит и перед актерами, тем более, актерами такого уровня, которые играют такого милорда) Еще в "Портрете", который был подвергнут более чем подробному анализу, был отмечен момент дидактизма - как ни странно это прозвучит, но милорд действительно мне видится в некоторой степени воспитателем юношества, каким бы ни был результат трудовой деятельности этого опасного педагога) Возвращаясь к нынешнему фильму: когда сэр Артур, вполне спокойным, ровным тоном, сообщает, что намерен научить Бена умению защитить себя и драться, его слова не следует воспринимать, как злостную иронию: Бен оскорбил его дочь - и выяснить с ним отношения сэр Артур, до определенного момента, желает по-спортивному и по-мужски. Как следует из эпизода с его первым поединком, сэр Артур, конечно же, презрителен, но держит себя в руках, а, едва окончив бой, позволяет себе милую шутку - следовательно, проявлять брутальное безумие вряд ли было для него делом повседневным. В поединке с Беном присутствует личный мотив - мотив этот отравляет сэра Артура все сильнее и сильнее, пока тот не хватает хлыст, дабы избить им юношу. При этом ни в голосе, ни на лице сэра Артура нет ни хладнокровной жестокости, ни брутального наслаждения процессом избиения: есть ярость, та самая ярость, которая чуть было не толкнула самого Бена на убийство, причем поступок Бена отнюдь не тождественен поступку его "отчима". Бен совершил попытку нападения, будучи в трезвом уме и доброй памяти, - сэр Артур, увы, стал жертвой минутного помутнения рассудка. Чем дальше идет избиение, тем сильнее сэр Артур чувствует страх и отчаяние - оттого, что не может остановиться. Выражение его лица после прихода гостей и слуг более чем убедительно свидетельствует о том, что этот человек не отдавал себе отчета в том, что делал последние n минут, - он не узнает ни окружение, ни, должно быть, себя самого и потрясен настолько, что глаза его кажутся стеклянными. Маловероятно, что подобные припадки были для него в порядке дела, - иначе спортивной карьере милорда пришел бы крах: скорее, это исключение, которое как раз и могло потрясти его до глубины души даже в отрыве от мотивов собственного поступка. Вновь напомню, что честный и справедливый Бен спланировал свой поход на сэра Артура и застал того спящим, что вряд ли бы его смутило) Если и есть персонаж, который смачно бы избил юного Блейка, да еще и упивался действом, это дочь сэра Артура - вульгарная белобрысая стерва опасных замашек, которые включают и фамильный хлыстик. Девица, не моргнув и глазом, принимает от влюбленного в нее Бена бесценное ожерелье из жемчужин, а минутой спустя сдает его отцу, - неудивительно, что у отца с дочерью сугубо деловые отношения, как у партнеров в мафиозном синдикате) Вопрос о том, чей характер, при сытом и ленивом папочке и втайне злобной, но внешне кроткой и сострадательной матери, унаследовала дочурка, пожалуй, останется открытым)
Итак, пока Бен наживает себе состояние на гостеприимном острове в тропиках, любит туземок и лелеет планы, как бы прибрать себе законный (?) титул, сэр Артур живет в поместье, приглашает к себе гостей, предается лени, гедонизму и прочим милым удовольствиям) К слову, в Англии Бен был вполне логично осужден за попытку нападения, что он признал и сам: не проснись сэр Артур вовремя и мог бы воочию свидеться с давно почившим братцем - впрочем, он не проявляет особой злости насчет попытки нападения и равнодушно-иронично сообщает Бену, что тот пойдет в тюрьму. Итак, дочь сэру Артура взрослеет, а сам он стареет и седеет, однако же по-прежнему влюблен в любимый спорт) Вернувшись на родину и задумав вернуть титул с помощью адвоката-взяточника, Бен Блейк проникает в спальню мисс Блейк и дарит ей ожерелье, которым она распоряжается тем самым негодяйским способом, - и сэр Артур, схватив Бена... нет, отнюдь не бьет его хлыстом, а сдает в английский суд, самый гуманный в мире суд, который - по закону - должен повесить наглеца. На суде Бен самолично сознается в факте совершенного им преступления, при этом держа пафосную речь о слепоте английских законах, праве на месть и всяческих зверствах сэра Артура, на которые тот реагирует в насколько ироничном духе, что, принимая во внимание все вышеописанное, они должны казаться такой же сказкой, придуманной для присяжных и судьи, какой они сдались и самому милорду) Волнение на лице хитроумного аристократа возникает лишь тогда, когда адвокат-и-взяточник приносит доказательства прав Бена на титул и наследство. Заметьте: обвинение в попытке убийства сэра Артура снимается на той почве, что Бен - уже не конюх, а новоявленный дворянин) Расколотив мораль, суд признает в правах нового сэра Блейка - сэр же Артур, вернувшись домой и прознав о планах дочери на замужество с владельцем их же бывшего поместья, преспокойно принимается за поедание винограда, в чем видит гораздо большую усладу, чем в планах мести в адрес Блейка, раз уж он и дочь не теряют недвижимое имущество. Бен Блейк, подслушав их тирады, выгоняет дочь и, в свою очередь, - заметьте, главный положительный персонаж! - предлагает выяснить отношения в ходе кулачного поединка. Сэр Артур, которому на тот момент должно быть под 50, охотно принимает вызов - после чего двое дерутся, круша зеркала и мебель, и поднаторевший в поединках Бен избивает противника до буквальной потери чувств) Единственная надежда сэра Артура, лишенного земель и титула, - на пресловутое ожерелье, которое Бен, если он джентльмен, уже не отберет у экс-возлюбленной, - поэтому, залечив синяки и ссадины, сэр Артур сможет вполне благоустроиться, чего ему и желает любящий зритель)
***
Мой вердикт. Смотреть поклонникам спортивных талантов Джорджа и английских мужских костюмов 19 века)
Альбом

@темы: Очевидное-загадочное, Приказано играть, Since I've been loving you, History of madness, Жорж Сандерс